Главная страница > Татарский мир > Политика

Политика\Татарский мир\Tatarica
Ф.Ш.САФИУЛЛИН \ Материалы научной конференции АН РТ "Цивилилационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации" Казань 2002 г.

Россия в XXI веке: единство многообразия или авторитарный унитаризм?

 

Принципы, с провозглашения которых начинается Конституция Российской Федерации, достойны священных книг:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, [...] принимаем Конституцию Российской Федерации».

В Основном Законе Российской Федерации нашли место многие передовые достижения общественной и политической мысли, опыт государственного строительства государств с развитой демократической системой, где человек, права и свободы человека провозглашены высшей ценностью.

Общественная и политическая мысль в России всегда была восприимчива к великим истинам и великим идеям. К сожалению и несчастью для себя, Россия имеет столь же богатый опыт их дискредитации.

Так было с идеей переустройства общества на принципах всеобщей социальной справедливости с неограниченными возможностями духовного развития человека и народов.

Так происходит сегодня с идеями и принципами:

  • демократии и свободных выборов;
  • рыночной экономики и экономических реформ;
  • федерализма и равноправия народов.

Расхождения между Словом и Делом, между признанными правовыми нормами и реальной жизнью в области федерализма и прав народов становятся ныне все более тревожными.

Перешагнув порог XXI века, Россия приступила к очередной перестройке - к созданию авторитарного унитарного мононационального и моноконфессионального государства. Идет по этому пути последовательно, упрямо и даже агрессивно. Примеры у всех на виду и на слуху. О некоторых могу напомнить:

 
  • прекращение финансирования из федерального государственного бюджета национальной политики;

  • упразднение Министерства по национальной политике;

  • бюджетный унитаризм, урезания полномочий субъектов Российской Федерации практически до полного лишения их какой-либо самостоятельности;

  • фактическое лишение республик их конституционного статуса государства, закрепленного в ст.5, п.2 Конституции Российской Федерации;

     

  • отмена конституционного права человека определять и указывать свою национальность;

  • введение одноязычных паспортов, т.е. лишение миллионов нерусских граждан права пользоваться своей фамилией (патронимом), именем и отчеством на родном языке. (Кстати, это является грубым нарушением ст. 11 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 г.);

  • «освобождение» решением суда руководителей (президентов) республик от необходимости знания языка народа, давшего название республике;

     

  • искусственное дробление отдельных наций при переписи с целью ускорения их ассимиляции;

  • языковой диктат народам в форме федерального волевого принуждения - какие буквы можно использовать в письменности, а какие нельзя;

     

  • почти полное прекращение ознакомления многонационального народа РФ с жизнью и культурой разных наций Российской Федерации;

  • свертывание национальных (особенно электронных) СМИ и постепенная их ликвидация;

  • самое свежее решение Правительства РФ от б февраля 2002 г. -отныне все научные диссертации должны быть написаны и защищаться только на русском языке;

     

  • негласный запрет на создание национальных университетов; почти семилетняя задержка с созданием Татарского национального университета - это тоже не только результат бездействия татарстанских властей, но и опасение идти против воли федерального центра;

  • агрессивное противодействие почти по всей России открытию национальных школ в местах компактного проживания нерусских наций, созданию национальных СМИ, строительству мечетей для мусульман.

  • Это далеко не все примеры.

    Обобщая уже сказанное, можно утверждать: нынешняя национальная политика России построена на принципе, цинично и откровенно озвученном устами заместителя председателя Государственной Думы РФ господином В.В.Жириновским на одном из пленарных заседаний Государственной Думы в феврале 2001 г.: «Многонациональность России - это наша беда». Если что-либо является бедой, то, следовательно, от нее следует избавляться.

    Факты реальной национальной политики России подтверждают: идет процесс «избавления».

    Из мешка с картошкой можно без особого ущерба выкинуть отдельные клубни, которые могут не понравиться по форме и внешнему виду. Многонациональное государство - это не мешок с картошкой, а единый сложный организм, части которого соединены тысячами неразрывных связей. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть неизбежное - «избавление» от органических частей приведет к гибели целого.

    Как же повернуть этот разрушительный процесс вспять, пока, к счастью, он не стал необратимым?

    Считаю, что следует, во-первых, определить доктрину национальной политики Российской Федерации, основанную на двух основных принципах:

    1) Многонациональность России - не беда, а, наоборот, ее уникальное богатство, которое надо беречь как бесценный цивилизационный генофонд, как испытанный веками опыт мирного сожития разных культур, языков, религий, как хорошо отработанную модель основания другого -полюса нового мирового порядка, построенного на принципах ненасильственного мира и диалога цивилизаций.

    2) Единство и целостность Российской Федерации - это прежде всего единство и целостность многонационального народа России, объединенного единой целью, единой ответственностью за свое настоящее и будущее, а не только территории и вертикали власти.

    Во-вторых, построить российский федерализм как с учетом огромных размеров территории страны, разнообразия и особенностей ее регионов, так и с учетом многонациональности и равноправия народов России.

    Становление и развитие федерализма в России при всем сходстве общих политико-правовых, административно-территориальных принципов с западными моделями имеет свои коренные отличия. С преобразованием России в подлинно федеративное, демократическое государство связано выживание целых народов, наций, волей исторических судеб включенных в состав Российской империи. Это были древние народы, жившие на своей территории задолго до возникновения российской государственности. Некоторые из этих народов имели свою многовековую государственность.

    Если, скажем, Канада станет авторитарным унитарным государством и в результате насильственной ассимиляции там исчезнет франкоязычное меньшинство, то это не приведет к гибели французской культуры, языка, французской цивилизации, ибо останется их материнская родина - Франция.

    У нас же в России другая ситуация. Исчезновение национальных меньшинств - это безвозвратное исчезновение целых культур, народов, цивилизаций. Нет другого Татарстана для татар, нет другой Чечни для чеченцев и т.д. При этом русский народ и объективно, и субъективно менее заинтересован в федеративном устройстве России, чем другие ее коренные народы. Для русского народа - это лишь вопрос о форме устройства государства, а для нас, для нерусских коренных народов, - это вопрос жизни или смерти нации. Не может стать объектом подражания для России опыт федерализма США, ибо национальный вопрос был там «решен» путем физического истребления коренного населения.

    Накопленный опыт и нынешняя форма федерализма в России также, как я думаю, не полностью годятся для становления подлинного федерализма. Из 89 субъектов нынешней РФ 57 (области, края, Москва, Петербург) являются административно-территориальными единицами. А остальные - национально-государственные, национально-автономные образования. Такое соотношение даже в том случае, если национальные образования представляют интересы соответствующих наций, полностью исключает равноправие наций. Без признания и политико-правовой реализации равноправия народов России независимо от их численности не может быть настоящего федерализма, будет лишь господство одной «государствообразующей» нации.

    Что препятствует становлению и развитию подлинного федерализма в России?

    В первую очередь, как мне кажется, мешает господство имперского мышления, великодержавное чванство и, как следствие этого, склонность к силовым методам решения проблем и вопросов, связанных с национальными правами человека и правами народов.
    Столетиями Россия развивалась силовой экспансией. Сегодня этот потенциал полностью исчерпан. Пошел обратный процесс. Но осталось и с трудом изживается имперское силовое мышление.

    Тяготение к кажущимся простым силовым способам решения сложных проблем препятствует становлению России как правового государства, легко сбивает государственную политику на накатанный путь произвола, беззакония. Одно из специфически российских проявлений силового мышления: постоянный поиск врагов, всеобщая подозрительность, когда кажется, что проще подавить, чем попытаться понять других.

    Поэтому, если мы хотим, чтобы выжили все народы России и сама Россия в целом, то нужно помочь ей перестроить генетический код государственного силового мышления, избавиться от имперского синдрома. Как это сделать? Ведь нынешние федеральные власти, нынешний режим в России к этому еще не готовы.

    Татарстан уже подал первый пример. В свою Конституцию Республика Татарстан еще в 1992 году включила принципиальное, высокогуманное положение:

    «Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами».

    В новой «вертикальной» конституции это положение удалось сохранить. Правда, остается вопрос: удастся ли отстоять?

    Важнейшим условием обустройства России как подлинного федеративного и демократического государства должно стать провозглашение приверженности России к ненасильственному миру и согласию между ее народами, доверие к своим народам, признание и уважение прав человека и прав народов в их неразрывном единстве.

    Некоторые предложения по совершенствованию федерализма. Мне кажется, что совершенствование федерализма с учетом российского своеобразия должно осуществляться как сочетание двух уровней федерации:

    - сохранение нынешней, закрепленной в Конституции концепции и форм субъектов федерации, неприкосновенность национальных республик, их государственного статуса как решающей основы сохранения наций от ассимиляции;

    - реальное воплощение в жизнь федеральной общероссийской национально-культурной экстерриториальной автономии всех народов России с широкими полномочиями и финансовыми возможностями для реализации национально-культурных задач, поднятие их статуса до уровня экстерриториальных субъектов федерации.Возложение на нынешние национально-государственные, национально-автономные образования прав и обязанностей центра соответствующих общероссийских национально-культурных образований. Эта идея нашла отражение в новой Конституции Татарстана («ст. 14. Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан»).

    Преобразование Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Совет национальностей (или в Совет народов России), сформированного по принципу конституционного равноправия народов России. Представители народов в Совет национальностей должны делегироваться федеральными национально-культурными автономиями как экстерриториальными субъектами федерации.

    Считаю необходимым также:

    - признание государствообразующей роли всех коренных народов России, т.е. тех народов, у которых за пределами России другой материнской родины нет;

    - принятие закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам народов»;

    - повышение статуса министра по национальной политике до уровня вице-президента Российской Федерации;

    - ратификация и строгое соблюдение всех международных правовых актов по защите прав народов, национальных меньшинств и языков;

    - включение отдельной постоянной статьи о расходах на национальную политику в бюджет государства;

    - отказ от имперской политики в отношении к нерусским нациям в области языка, культуры, образования, СМИ с осуждением и отменой всех предшествующих решении. В частности, два конкретных предложения по Татарстану и татарскому народу:

    1. По решению Государственной Думы Российской Федерации три ее комитета: по безопасности, по образованию и науке, по делам национальностей рассмотрели в январе 2001 года вопрос о реформе татарской национальной письменности и сделали вывод, что это результат происков турецких спецслужб и что в этой реформе «таится угроза национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации». Таким образом, широкой всетатарской общественности, татарской интеллигенции, всем творческим союзам, Академии наук и академическим институтам Татарстана, Всемирному конгрессу татар, всем национальным общественным организациям, сотням тысяч рядовых граждан, болеющим за свой язык и их избранным представителям - депутатам парламента Татарстана брошено ничем не обоснованное обвинение в нелояльности к России, услужении иностранным спецслужбам, т.е., по меркам 1930-40-х годов, депортационное обвинение. Это обвинение стало основанием для разработки в Администрации Президента Российской Федерации беспрецедентного в мировой истории права законопроекта, предусматривающего грубое вмешательство в естественные права человека и народов - в право свободно пользоваться своим родным языком - устным и письменным.

    Я обращаюсь к Государственной Думе, Аппарату Президента РФ, Правительству РФ воздержаться от возрождения практики обвинения целого народа и республики лишь на основе доносов в духе трагически памятных времен 30-х, 40-х годов прошлого столетия, осудить и отменить уже принятые и готовящиеся административные и законодательные решения и акты по ограничению естественного права народа на свободное пользование родным языком - как устным, там и письменным, на основе ложных обвинений. Не могу понять, как это можно, с одной стороны, объявить войну политическому экстремизму и в то же время, с другой стороны, проводить экстремистскую государственную политику в отношении целого - второго по численности и древнейшего народа России, который внес не меньший вклад, чем любой другой народ в создание, укрепление и защиту государства российского.

    Я предлагаю не допустить намечаемое искусственное дробление моего народа - единой татарской нации на несколько самостоятельных этносов при предстоящей в октябре 2002 года Всероссийской переписи населения. Особенно недопустимо выделение, как это задумано идеологами дробления народов, части татарского народа в самостоятельную нацию по религиозному признаку: крещеных православных татар из состава единого этноса. Такое разделение и порожденные им противоречия и конфликты скорее всего не ограничатся рамками татарского этноса - трещина может пойти по всему телу христианско-исламской России.

    Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: если кто-то разжигает конфликты, значит кому-то это надо. Я не знаю, кто они - те, кому сегодня в многонациональной России это нужно. А те, о ком я знаю, жили в другое время и в другом - потерпевшем сокрушительное поражение от Советской России - мире и тоже, естественно, плохо кончили.

    25 мая 1940 года рейхсфюрер СС Гиммлер подготовил для Гитлера специальную записку об обращении с местным населением предполагаемых к захвату восточных территорий. В этой записке среди прочего говорилось: «Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы ни в коем случае не объединить народы восточных областей, а, наоборот, дробить их на возможно более мелкие ветви и группы. Что же касается отдельных народностей, то мы не намерены стремиться к их сплочению и численному росту, а тем более к постепенному привитию их национального сознания и национальной культуры» («Независимая газета», 21.06.1994 г.). По всей видимости, в сегодняшней России появились и подняли голову политические скинхеды, которые вооружены не арматурным железом, а политическими программами определенной направленности.

    Как бы сложны и остры ни были назревшие проблемы сохранения и совершенствования федерализма, гармонии межнациональных отношений в России, в многонациональном государстве (цивилизации) они все разрешимы. В общественном сознании многонационального народа России и в многовековом государственном опыте совместного жития и борьбы заложены основы мира, согласия и процветания всего многоцветья культур, языков, религий.

    Двигаясь от решения частных обострившихся проблем ко все более общим, менее острым, я уверен, мы одолеем все, что мешает нам обустроить наш общий Дом как дружную семью, как основу развития и процветания страны и гордости каждого гражданина за свою Родину. Исчерпание прежних потенциалов ее величия и могущества не равнозначно исчерпанию ее достоинства и возможностей сохранения былого статуса. Просто должен быть использован другой потенциал, востребованный новой эпохой. Вдумаемся в известную поговорку: «Сила есть - ума не надо»... Недостаток силы должен компенсироваться умом, мудростью - государственной мудростью, верным определением долгосрочного вектора развития Российской Федерации.

    Сегодня идет всеобщая геополитическая перестройка мира. Формируется новый мировой порядок. Открыто провозглашены претензии на однополюсный мир, обозначились его проектные контуры. Но такой однополюсный мир в окончательно построенном варианте в принципе невозможен. Это противоречило бы объективным всеобщим диалектическим законам мироздания. Мир во всех его конкретных формах и уровнях двоичен: «+» и «-», отмирание и нарождение, добро и зло, и так до бесконечности.

    То, что мы видим сегодня - это опережающее формирование лишь одного из полюсов нового мира - экстерриториального полюса, основанного на силовом мышлении, силовом обеспечении устойчивости.

    Другой полюс в нарождающемся мире (так же экстерриториальный) неизбежно должен появиться с противоположным знаком - полюс ненасильственной устойчивости и саморазвития, полюс нравственной, культурной, духовной привлекательности и притягательности, полюс человечности в человечестве.

    Если учесть, что обобщенным и конечным критерием прогресса человечества является уровень развития нравственности, культуры и, в целом, духовности, то этот второй полюс имеет реальные возможности стать определяющим и ведущим полюсом.

    Эта новая перспективная геополитическая ниша пока не занята никем. Кто первым ее займет и возглавит? Индия? Объединенный исламский мир? У России есть все потенциальные возможности стать кандидатом № 1 на эту роль как российский евразийский союз равноправных народов. Скорее всего - это последний шанс России. Не упустить бы его из-за обострения мании унитарного «вертикалеобразования», приведения всех и вся к «общему знаменателю» и казарменному единообразию, и дефицита государственной мудрости и дальновидности.

    И в заключение повторю уже многократно написанное и сказанное мной.
    Прежде всего, Россия должна стать союзом равноправных народов. Ведь Россия - это не только государство, а самостоятельная, самодостаточная цивилизация. В сохранении и укреплении этой цивилизации, в росте ее привлекательности для других народов, в первую очередь для ближайших соседей, я вижу основополагающую, геополитическую цель России. В этом я вижу и ту государственную идею, которую мы ищем.

    Hosted by uCoz