В портфеле нашей редакции до сих лежат отклики наших читателей,
пришедших на статьи Рафаэля Хакимова. Один отклик мы решили опубликовать
сегодня. Автор этого письма - один из первых лидеров челнинского ТОЦ,
ушедший в последние годы в глубокую тень.
Цикл статей Хакимова под названием "Кто
ты, татарин?", наверное, никого не оставил равнодушным. Свидетельством
этому может послужить бурная полемика, завязавшаяся вокруг тезисов
Хакимова. Одним из самых интересных и оригинальных суждений в этом
плане стала статья Фарида Загидуллы, вышедшая в одном из номеров "ВЭ".
В ней раскрываются негативные стороны джадидизма (обновления) и в
качестве панацеи для татар предлагается "старый" ислам (кадимизм).
Оказывается, еще не перевелись татарские мыслители, и живут они не
только в Казани, насыщенной вузами и культурными учреждениями... Прочитав
их статьи, я не выдержал и решил показать общественности, что есть
еще третий путь в решении наших национальных проблем.
...Давно знаю Хакимова, редко пропускаю его печатные издания, и приятно
осознавать, что этот человек находится в постоянном поиске и развитии.
Конечно, надо понимать, что, являясь государственным советником президента
Татарстана Минтимера Шаймиева, он не может выйти
за определенные рамки. В отличие от Загидуллы, я хочу обратить внимание
не на слабые, а на сильные стороны суждений президентского советника.
Татарский народ всегда был связан с тюркским миром, хотя за прошедшее
столетие мы обособились от него. И тюркизм Хакимова - это самая сильная
сторона его суждений. С этим многие согласны. Только оставаясь неразрывно
самобытной частью тюркского мира, мы можем сохраниться как народ.
В силу своего положения и наследственных традиций Хакимов обладает
широким кругозором, чего пока еще не хватает его оппоненту. Загидулла
прав в одном: если мы войдем в сильное сближение с христианским миром,
с Европой, мы потеряем себя, свою самобытность. Пример этому не только
мы - татары, но и, например, современная Турция. Но, с другой стороны,
если держать курс на арабо-исламский мир - это заведомо обречь себя
на конкурентное поражение. В этом ареале нет и не будет современных
технологий, а без них невозможно выжить в жесткой конкуренции.
Оппоненты скажут, что в прошлом мусульманский мир был впереди в науке
и технике. Да, когда-то было так. Но были и другие стороны. История
исламской Турции (Османской империи) показала, насколько сильно повлиял
арабский язык на турецкий. Последнему реально грозило исчезновение,
несмотря на то что турки были правящим народом в империи. Даже мы,
татары, далекие от арабов географически, почувствовали это. Некоторые
исламско настроенные интеллигенты говорят, что наш татарский язык
обогатился за счет арабских слов и выражений. Если так, то можно оправдать
и ассимиляцию нашего языка русским...
Вот эту (и подобные) проблему по-своему пытались решить татарские
мыслители конца XIX - начала XX века, так называемые джадидисты. Я
далек от мысли, что они преднамеренно вели свой народ к обрусению.
Они не были, конечно, пророками, не могли предугадать, что в России
к власти придут большевики. Это привело их деятельность к краху, но
дало всходы в той же кемалистской Турции. Сегодня мы видим эту страну
наиболее технологически развитой среди исламских государств. Теперь
Турция занята решением проблем культуры и самобытности.
Предположим, кадимистское направление осталось бы у татар (хотя
вряд ли это было возможным, даже тысячелетние клановые структуры шотландцев,
выдержав все натиски англичан, распались при развитом капитализме).
Смогли бы мы выжить при рыночных условиях развитого капитализма? Яркий
пример этому - Афганистан. Имея свою государственность, эта страна
подвергается нападению сильных государств. Татары же были бы уничтожены
раньше технологией и политикой XX века. Повод бы для этого нашелся.
В недавнем прошлом на хлопковых полях гербицидами и разными химикатами
уничтожался генофонд не поддающихся ассимиляции узбеков-мусульман.
На казахах же испытывались последствия атомного оружия. Их спас распад
советской империи, но качество этих народов сегодня плачевное...
Задним числом охаивать мыслителей джадидистов, не изучая ту эпоху
в мировом контексте, не зная, какой прорыв произошел у татар в конце
XIX - начале XX века в науке, в материальном производстве по меньшей
мере некорректно.
Джадидизм вывел два основных столпа - это тюркизм и обновленный ислам.
Один из принципов тюркизма - это приоритет национального над конфессиональным.
Для татар он имеет особое значение, у нас есть татары-христиане, но
они часть нашего народа. Нас объединяет язык и происхождение. Что
касается ислама, насколько я понимаю, джадиды стремились к тому, чтобы
религия не мешала, а помогала решению научных и технических задач
современности.
И последнее. Почему же мы должны усваивать и развивать европейскую
или арабо-исламскую культуру? Неужели огромный тюркский мир должен
всегда плестись в хвосте других? Японцы, китайцы, осваивая технологию,
никогда не входят в ареал других культур. У нас тоже есть ориентиры,
они находятся в глубинах нашей истории. На многие вопросы дают ответ,
к примеру, вышедшие недавно две книги Безертинова...