Главная страница > Татарский мир > Политика

Политика\Татарский мир\Tatarica
Р.С.Хакимов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕДИНСТВА ТАТАРСКОЙ НАЦИИ

 

История этого вопроса уходит далеко в дореволюционное время. Политическое сознание и политические возможности татар особенно ярко проявились в начале XX века. Об этом свидетельствуют и уровень татарской печати, и деятельность мусульманской фракции, которую возглавлял Садри Максуди, во всех четырех дореволюционных государственных думах, и партии «Иттифак», сыгравшей значительную роль в объединении народа и поднятии его политического самосознания. Появились великолепные лидеры, лидеры международного масштаба - такие как Юсуф Акчура, Садри Максуди, Гаяз Исхаки, Мирсаид Султангалиев, Мулланур Вахитов. Это были политики в чистом виде, выражавшие политические интересы как таковые. Объединительные процессы вылились в попытку создания штата Идель-Урал в 1918 году. Как мы знаем, попытка не удалась. Возникла идея татаро-башкирской республики - это тоже было неплохо. Но и эту республику в конце концов разделили на две, татарскую и башкирскую, что явилось стратегической победой большевиков над татарами. Вообще, татарская проблема была настолько значительна, что Сталин сам ею занимался, и не случайно первые политические процессы, инициированные им, были направлены против Султан-галиева - слишком сильной фигуры, влияние которой выходило далеко за рамки татарской нации, распространяясь фактически на все тюркские народы России.

В советское время Татарстан, как бы то ни было, оставался центром, номинально объединяющим татар. Но то был скорее очаг культуры. Единство сохранялось благодаря литературе, театру, - хотя дореволюционных возможностей уже не было. Исчезли другие мощные центры объединения татар: Уфа, Оренбург, Троицк и др. Все локализовалось в Казани и это ослабило единство татар.

Тем не менее, в татарском сознании оставалась идея достижения Татарстаном статуса союзной республики. В годы перестройки она вылилась в идею суверенитета республики. С 1990 года начинается новый принципиально важный политический этап в развитии татарский нации: поднимается статус Татарстана, татарский язык объявляется государственным.

Значительную роль в политическом единении татар сыграл ряд общественных организаций: Татарский общественный центр, Всемирный конгресс татар, национально-культурные автономии. На сегодня только эти организации занимаются объединением татар на политическом и культурном уровне. К сожалению, нет татарской политической партии. Хотя Евразийская партия пытается взять на себя эти функции и довольно активно привлекает на свою сторону татар, говорить, что она стала общенациональной партией, пока рано. В какой-то мере Президент Шаймиев, как политическая фигура общероссийского масштаба, выполняет функцию объединения всех татар и выражения их интересов. Но Шаймиев -президент многонациональной республики, на политической арене он выступает прежде всего от ее лица и в «Единой России» участвует в таком же качестве.

Проблема татарского единства сейчас стоит особенно остро. Началась политизация целого ряда тем, касающихся татарского народа, и, в частности, переписи населения России. Мы неоднократно беседовали с Валерием Тишковым, директором Института этнологии и антропологии РАН, по поводу алфавитного списка, подготовленного к переписи, в соответствии с которым татары поделены на десяток самых разных народов. Я задавал ему вопрос: «Как же при переписи мне отделить, татарин я или казанский татарин?» Он: «Как вы себя чувствуете». Я говорю: «Но это же шизофрения. Меня нельзя разделить на татарина и казанского татарина, это в принципе невозможно. Какими критериями вы пользовались, когда составляли этот список? При таком подходе и русских надо расписать как сибиряков, казаков, поморов и т.д. У них и говор свой, и свои культурные и территориальные особенности». Он отвечает: «Постановка вопроса вполне справедлива». «Почему так не сделаете? Должны же быть какие-то единые принципы». У него на это ответа нет. «Это мы обсуждаем», - говорит.

По сути дела, налицо политизация этого вопроса. Видимо, по отношению к татарам существует некий заказ, и для оказания давления на них используются административные ресурсы.

Это вызвано ростом влияния татар и мусульман в Российской Федерации. Действительно, татары прошли большой путь развития за последние 10 лет. Если вспомнить то, что мы из себя представляли в конце 80-х - начале 90-х годов, можно сказать, что татары сделали громадный скачок. Как татарско-тюркский, так и мусульманский факторы уже сильно ощутимы и вызывают беспокойство федерального центра. Отсюда ответная реакция. Мы видим, как требуют привести законодательство Татарстана в соответствие с российским, и даже новая редакция Конституции РТ не устраивает прокуратуру России. Сейчас она готовит протест на новую редакцию Конституции, хотя в ней мы соблюли весь возможный этикет. Отступать как-либо еще означало бы просто согласиться на ликвидацию республики, ее государственности. Думаю, на такое Татарстан не пойдет. У нас всегда остается резерв - обратиться к самому народу за поддержкой нашего статуса, тем более что в 1992 году он по этому поводу определился.

И нынешняя попытка расчленения татар на этнические группы есть выражение той же общей политики федерального центра. Эта политика проявляется и в поддержке антиказанских выступлений Талгата Тад-жутдина, обвиняющего Татарстан как центр ваххабизма, и в наступлении на латиницу (понятно, что это совершенно антиконституционное давление, тем не менее федеральный центр на это идет). Уже появились альтернативные татарские общественные организации, в частности, «Ва-таным», возглавляемая Ренатом Акчуриным. Акчурин выступил в прессе с программной статьей «Татарский вопрос в России». Сожалею о том, что он так легковесно прошелся по нашей республике «за угар суверени-зации». Объявил, что переход татарского языка на латиницу не согласуется с волей татар, хотя по-татарски сам совершенно не понимает. Решение II Всемирного конгресса татар, видимо, для него не авторитет. И Институт истории он подправил: вот-де, назвали Волжскую Булгарию и Золотую Орду передовыми странами своего времени. Никто и не сомневается, что Золотая Орда была великим государством средневековья, повлиявшим на историю Евразии. Когда в России начнут действительно объективно изучать свою историю, станет очевидным, что вклад Золотой Орды в историю России не меньший, чем Киевской Руси. Для современного научного академического мира это просто трюизм. Поэтому мне не сколько неловко: мы ведь не советуем, как шунтировать сердце. Это было бы неуместным для профессионального историка занятием. Почему уважаемый Ренат Сулейманович дает такие советы, не зная ни истории татар, ни языка? Это один из результатов политизации вопроса и попытки внести раскол в единство татар. Следует ожидать и дальнейших шагов в этом направлении. К этому надо относиться спокойно: это показывает, что татары действительно становятся существенным политическим фактором.

Проблему можно рассматривать и шире. Дело не только в развитии татарской нации в рамках России или выработке национальной политики в РФ. Идет процесс глобализации. Глобализация - большое благо, но в то же время большая угроза. Это своего рода мощный каток, нивелирующий многие слабые культуры. Без поддержки политических структур эти культуры вряд ли выдержат. Поэтому многие народы, и даже мощные европейские нации, мобилизуют все силы, чтобы сохранить культурную идентичность и найти свое место в мировом культурном пространстве.

На сегодня Татарстан - основной форпост объединения татарской нации и в политическом, и культурном, и во всех остальных смыслах. Поэтому следовало бы подумать о том, какие объединительные шаги мы можем предпринять. Хотелось бы, чтобы национально-культурная автономия татар не просто усилилась, но интегрировалась со структурами исполнительной власти Татарстана. Можно подумать над тем, чтобы в министерствах культуры, образования, по делам молодежи учредить должность специального заместителя министра, который занимался бы только делами татар, с утра до вечера. Заместители министров, объединенные с руководителями национально-культурной автономии, с комиссией Госсовета по науке, образованию, культуре и национальным вопросам, представляли бы собой некое правительство, орган, занимающийся исключительно делами татар. Вот это, условно говоря, татарское правительство занялось бы и развитием новой телекомпании, вещающей через спутник. Это ключевой вопрос, поскольку сегодня не столько газеты читают, сколько смотрят телевизор. Если бы этот телеканал был не только татарстанским, но вещал бы для всего татарского народа, в объединении татар он сыграл бы серьезную роль. Оторвать развитие татарской культуры в Республике Татарстан от татарской культуры в целом невозможно. Это единый процесс. Никаких федеральных структур, обеспечивающих его, нет и не будет, вся тяжесть падает именно на нас.

На что еще необходимо обратить внимание - это Интернет. За ним будущее. Сегодня все наши дети сидят в сети, они живут этим. Для них это такой же инструмент, как для нас ручка. Интернет будет выполнять такую же функцию, какую в начале XX века выполняла пресса. Сейчас и газеты выходят в Интернете, и иногда нет нужды издавать их в бумажном виде. Электронная газета быстрее доходит до читателя, она более доступна. Особенно важно это для татар, разбросанных по всему миру. Через спутниковое телевидение и Интернет мы смогли бы сделать новый качественный скачок в объединении татар.

Hosted by uCoz