Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№34 (77)  16 марта 2004

Учиться, учиться и учиться ... законам Корана
Крымская татарка с немецкой фамилией верит в судьбу

    Айше Рорлих - американка, профессор русской и евразийской истории в Южно-Калифорнийском университете. Говорит, что своим гражданством очень гордится. Но еще больше гордится своей национальностью. Она - крымская татарка. Эту гордость, а вместе с ней знание родного языка, религии и культуры ей привили родители, а им, в свою очередь, - их родители, и так далее, ведь предки Айше покинули Крым еще в 1785 году, после того, как их земли были завоеваны Российской империей. Над ее домом в Лос-Анджелесе вместе с традиционным американским гордо реют флаги Татарстана и Украины (Крыма). Она часто бывает в Казани: выступает на научных конференциях, работает в наших архивах...
    - Айше, хотелось бы вам задать немного необычный вопрос. Каждый раз, встречая вас, удивляюсь вашей элегантности. Вы одеваетесь скромно, но изысканно. Аксессуары и украшения подбираете к своим костюмам с необычайным вкусом... А у нас в республике образ мусульманки ассоциируется с девушками и женщинами, покрывающими голову длинным платком...
    - Есть тенденция в разных частях мира - одеваться так, а не иначе, чтобы подчеркнуть какую-либо идею: политическую или религиозную. Выбор такой одежды не является отражением каких-либо шариатских норм и не соответствует требованиям ислама. Например, в Западной Европе молодые женщины алжирского происхождения, выпускницы Сорбоннского университета, которые родились во Франции и всегда одевались с французским шиком, вдруг в один прекрасный день, к изумлению своих подруг, облачились в длинные традиционные мусульманские платья. Спрашивается, почему? Они вдруг нашли время прочитать Коран и поняли, что это требуется шариатом? Отнюдь. Таким символическим путем они обращаются к обществу, которое игнорирует проблемы мусульман, иммигрантов из североафриканских стран. Своим шокирующим поведением они протестуют и как бы отдаляются от всего западного, что они до сих пор принимали. Объявляют, что с этого дня, с этого момента они начинают свой путь к корням своей культуры.
    - Может быть, молодые девушки у нас в республике закутывают голову в знак того, что они хотят оградиться от всего светского?
    - Я бы дала такое объяснение: они хотят отдалить себя от прошлого, того серого прошлого, когда хотели всех объединить в образе советского человека, без индивидуальности. Они искренне верят, что таким образом выражают свою преданность исламу. Как человек, изучающий культуру ислама, я нигде не нашла указание на то, что надо покрывать голову. В Коране сказано, что люди должны одеваться скромно. Это и мужчин и женщин касается. А для мужчин как раз есть один запрет: они не должны носить шелк. Не потому, что он плох чем-то, а потому, что шелк - "показатель богатства". Нехорошо расточать деньги на такие мирские вещи, тем более мужчине, который должен кормить семью.
    - Что бы вы посоветовали нашим женщинам-мусульманкам?
    - Пусть они отдадут хотя бы полдня в неделю изучению своей религии и тогда не от какой-то абыстай, не от муллы будут знать законы Корана. Слава Богу, есть достаточно крупные работы на эту тему.
    - А кого из женщин-татарок прошлого вы считаете выдающимися личностями?
    - Мухлисе Буби. Не только потому, что она была выдающимся преподавателем в медресе для девушек в селе Ишбуби, но потому, что она была до того начитанной по основе своей религии, что вся свита образованных мужчин согласилась ее избрать "казый" (судьей) на съезде мусульман в 1917 году.
    - Практически все выдающиеся женщины-татарки прошлого века были преподавательницами.
    - Да. Я перед всеми ними преклоняюсь. Фатиха Аитова, например, или Сара Шакурова. Одна училась в Женеве, другая - в Париже, в Сорбонне, и она считается первой татарской женщиной-математиком. Хотя я нигде не нашла доказательств того, что они получили свидетельства об образовании. Они, наверное, посещали занятия как курсистки. Я их просто обожаю. А еще ведь были актрисы группы "Саяр"... Их тоже можно отнести к плеяде выдающихся женщин-татарок.
    Но вы знаете, что самая моя любимая татарская женщина из ваших краев, которую тут почти не знают, - Зухре Акчурина. Она была женой Исмаила Гаспринского - одного из основателей джадидизма.
    Эта была история большой любви и преданности. Она - дочь богача Акчурина, у которого в Зуевке была крупная мануфактурная фабрика. Он же был обедневшим крымским дворянином, обедневшим из-за того, что его, как и других крымских татар, выгнали со своей земли. Он влюбился в Зухре до беспамятства. Еще бы, как не влюбиться в такую красавицу! Отец, конечно, хотел выдать ее за бая, но, когда узнал, что молодые тайно совершили мусульманский брачный обряд (никах), дал все-таки за дочкой большое приданое. Супруги поехали жить в Крым, Все свое приданое, ювелирные изделия Зухре пожертвовала ради дела своего мужа, в основном, на затраты, связанные с выпуском газеты. Какая бы женщина тех времен, да и наших тоже, рассталась бы с бриллиантами? Она сделала это без сожаления. Можно смело сказать, что Зухре была создательницей газеты вместе с мужем, хотя его имя - везде, а она лишь делала черновую работу: готовила бандероли, писала письма. Газета эта называлась "Тарджеман" ("Переводчик"). Она выходила в 1883 году в Крыму. В Казани в то время таких газет не было. Я в архивах видела прошения на издание газет, но разрешения не давали. Так что с 1883 по 1905 годы это была газета всей мусульманской России, которая пользовалась большим успехом. С газетой выходило приложение для женщин-мусульманок.
    - Айше, как получилось, что вы, воспитанная в семье, строго придерживавшейся мусульманских традиций, вышли замуж за немца и взяли его фамилию - Рорлих?
    - Да, в нашей семье воспитывалось уважение к личности на основе уважения к своим корням, к своей истории и культуре. Мои предки после изгнания из Крыма поселились в Османской империи, потом их судьба разбросала по всему миру. Я росла и получала образование в Америке. Как хотелось, войдя в дом, продолжать разговаривать с родителями на том же языке, что и со сверстниками на улице! Но отец и мать отвечали: "Мы этот язык не понимаем". Приходилось "переключаться" на татарский. Мой муж - немец, он принял мусульманство. Я сейчас вам скажу одну вещь: у каждого из нас есть своя вторая половина, есть судьба, и неважно, в какой стране она вас настигнет, в каком возрасте - вы это сразу же поймете.

Дина ШАГИАХМЕТОВА
"Восточный экспресс" №31(38), август 2001г.

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz