Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№35 (78)  19 марта 2004

Воспитав девочку - воспитаешь нацию
ХХ век - время взлета женщины

   В облике этой уравновешенной женщины трудно угадать государственного деятеля. Между тем депутат Госсовета Роза ТУФИТУЛЛОВА - второе лицо в комиссии, которая считается в парламенте самой трудной, - по социальным вопросам, делам детей и молодежи.
    Но в Татарстане ее знают и в ином качестве. Своеобразной прелюдией к депутатской деятельности стала для Розы Рахматулловны многолетняя журналистская работа. Причем в центре ее внимания всегда были дети (сначала как для корреспондента, а затем редактора газеты "Яшь ленинчы", ныне "Сабантуй") и женщины (как для редактора журнала "Азат хатын", ныне "Сююмбике"). Ее детищем по праву называют и ассоциацию татарских женщин "Ак калфак", которая существует уже десять лет. Возможно, поэтому люди, обращающиеся в комиссию со своими бедами, воспринимают ее как родного человека. У них нет никакого сомнения, что она поймет их, выслушает.
    Вряд ли кто-нибудь из них знает о том, что эта респектабельная женщина - самая старшая в семье, в которой было шестеро детей, и до сих пор живет заботами о младших сестрах. Не знают они и о том, что сельскими учительницами были ее бабушка и мама, это от них у Розы любовь к литературе. А может, от Хасана Туфана, с которым Туфитуллова находится в довольно близком родстве. Но о родстве с великим поэтом она узнала уже будучи студенткой филфака Казанского университета...
    Она мечтает засесть за книгу. Признается: очень соскучилась по перу. Книга будет посвящена татарским женщинам.
    Наверное, поэтому наш вопрос "какую роль в судьбе татарской женщины сыграл XX век?" не застал народного депутата Туфитуллову врасплох.
    - Прошедшее столетие - это, конечно, период татарского ренессанса. А для татарской женщины, несмотря на то что было много потрясений, этот век стал временем взлета. Можно сказать, она взяла свою судьбу в собственные руки. Именно после 1905 года появились первые татарские просветительницы. Например, Зухра Акчурина. Дочь богатого купца почти все наследство, доставшееся ей от отца, истратила на просвещение. Акчурина сыграла огромную роль в создании газеты "Таржеман", оказавшей большое влияние на татарское общество (главный редактор - ее муж Исмагил Гаспринский). Или взять Фатыху Аитову. Эта женщина открыла в Казани татарскую школу для девочек, затем - женскую гимназию. Она тоже все свое состояние пожертвовала на дело образования. Четыре раза ездила Аитова в Санкт-Петербург за разрешением открыть гимназию и добилась своего. Потом эта гимназия даст нации много талантливых людей - Сару Садыкову, мать композитора Мансура Музафарова, мать Наиля Амирова (нынешнего ректора медуниверситета). Думаю, открывая сначала школу, а затем гимназию, она ставила цель стратегическую - чтобы получившие здесь образование татарские женщины смогли в будущем воспитать полезных для общества людей. Есть на этот счет у нашего народа очень мудрые слова: воспитывая мальчика - воспитываешь мужчину, воспитывая девочку - воспитываешь нацию.
    - Говорят, татарские женщины никогда не были забитыми и покорными, например такими, как мы представляем женщин Средней Азии...
    - Да, татарок с ними не сравнить. У нас был умеренный уклад в этом смысле. Видимо, сказывается географическое положение - живем почти в сердце России. Однако и Тукай, и Фатых Амирхан в начале XX века не раз писали о том, чтобы татарская женщина не замыкалась только на семье. Гаяз Исхаки, Гаспринский и Муса Бигиев прямым текстом призывали освободить татарских женщин от засилья быта. Но даже те, кто, кроме дома, не видел никакой радости в своей жизни, были образованными, много читали по сравнению с другими родственными татарам народами. Надо отметить и особую красоту татарских женщин. Не случайно многие хотели иметь жен-татарочек - от природы очень хозяйственных и аккуратных, привязанных к семье.
    - Насколько я знаю, известный писатель Чингиз Айтматов рожден татаркой, у знаменитого Муслима Магомаева мама - тоже татарка. Этот список можно продолжить.
    - Да, мы гордимся этим. Учительницами многих тюркских народов были женщины-татарки. И многие тюркские театры начинались с татарских актрис. В 1999 году прошел съезд женщин тюркских народов, мне посчастливилось быть на нем. Председатель съезда - казашка Раушан Канапьянова неожиданно предоставила первое слово нашей делегации, подчеркнув: "Мы все обязаны татарскому народу и его женщинам". Это было очень трогательно. В свое время я сделала для себя открытие, когда мне в руки попали труды Ольги Сергеевны Лебедевой. Сама родом из Вятки, Лебедева была в родстве с казанским губернатором. Хорошо знала Тукая, Фатыха Амирхана, Каюма Насыри. Многие свои публикации подписывала татарским именем. Так вот эта русская женщина в 1909 году в Италии сделала научный доклад этнографического характера, где довольно подробно описала методы воспитания в татарской семье, дав им высокую оценку. Она подчеркивала природное стремление татарских женщин к просветительству и образованию. С тех пор прошло сто с лишним лет, и хотя татарская женщина сохранила это стремление, ситуация во многом изменилась. Получилось так, что мы, стараясь вытащить своих собратьев из необразованности, сами остались с потерями.
    - Роза Рахматулловна, что вы имеете в виду под словом "потери"? Ведь сейчас татарские женщины занимают значительное положение в обществе, не считая единичных случаев некоторой дискриминации в карьерном росте.
    - Нынешней весной наши газеты написали о том, как в Нижнекамске женщина пыталась продать своего ребенка. Этот факт меня потряс. Возможно, если бы это случилось где-то не в нашей республике, я бы так не расстроилась. Но тут продать свою кровинушку решила татарка... Я долго думала, почему произошла подобная деградация женщины. И пришла к выводу, что виновато само общество. В середине двадцатого столетия произошло непоправимое - мы сделали женщину труженицей, а домашний очаг, семейные ценности незаметно передвинули на второй план. Вспомните: наши поэты наперебой воспевали многостаночниц, а писатели расхваливали женщин-трактористок, многократно перевыполнявших план, на почетное место в президиумы сажали не женщину-мать, а стахановку. В результате сегодня у многих женщин вообще нет интереса к семье, как таковой. Посмотрите, кто работает на наших рынках? В основном женщины детородного возраста. Условия труда далеко не лучшие. Возможно, некоторые из них и посвятили бы себя воспитанию детей (у татарок это в крови), однако в настоящее время это великая роскошь. На что тогда жить?! Кто-то из публицистов сравнил последствия от разрушения женской природы с последствиями от взрыва атомной бомбы.
    - Но сегодня, наверное, нереально удержать умных, энергичных и талантливых женщин у домашнего очага. Они все больше хотят равных с мужчинами прав. И женщины-татарки в этом смысле не могут быть исключением. Не согласны?
    - В 1995 году в Китае прошла Всемирная конференция женщин, на которой этот вопрос всесторонне рассматривался. После форума ООН выпустила специальные рекомендации правительствам, в том числе и России: в исполнительных органах 30 процентов руководителей должны быть женщины. Конечно, до этих 30 процентов Татарстану еще далеко, но и среди татарских женщин есть крупные ученые, писатели, политики. О многом говорит и тот факт, что много наших женщин работают заместителями руководителей различных структур. Естественно, нашу ситуацию не сравнить, например, с Финляндией, в которой и президент, и спикер, и мэр столицы - женщины, а в парламенте их - 38 процентов. Как им удалось этого достичь? Они говорят: чтобы получить "равные права - равные возможности" с мужчинами, мы боролись 80 лет. Но мне кажется, нам совсем не обязательно ориентироваться на западных женщин. Я не раз спорила с российскими лидерами женского движения, доказывая, что мы, женщины Евразии, имеем совершенно иной менталитет. К сожалению, сегодня принцип "равные права - равные возможности" некоторая часть прекрасной половины России понимает искаженно: значит, женщине разрешено, как и мужчине, уходить из семьи, бросать ребенка. Отсюда - упадок рождаемости, рост числа беспризорных детей, сирот.
    - Вы были редактором журнала "Азат хатын", когда его переименовали в "Сююмбике". "Свободная женщина" превратилась в последнюю царицу Казанского ханства. Интересно, чем было продиктовано это решение?
    - Дело в том, что "Сююмбике" - не новое название нашего журнала, а прежнее. Журнал "Сююмбике" выходил в Казани с 1913 по 1918 годы и сыграл огромную роль в воспитании татарских женщин. Популярность его была огромна. Здесь печатались многие видные писатели и поэты. "Азат хатын" появилась только через восемь лет после закрытия "Сююмбике". Журнал носил это название до 1991 года. Тогда-то и появилась идея вернуть ему прежнее название. Меня поддержали коллеги. Мы посоветовались с Баки ага Урманче, Гумером абы Башировым, Амирханом ага Еники. Аксакалы очень обрадовались, поддержали нас. Но нельзя сказать, что переименовать журнал было легко. Отношение к последней царице Казани до сих пор неоднозначное. В каких только грехах ее не обвиняют! Мы же считали так: если за четыре столетия в памяти народа это имя сохранилось как символ, если оно воспевается в старинных баитах, значит, достойно уважения. Сейчас "Сююмбике" - неотъемлемая часть татарской журналистики.
    - Вы были также инициатором создания ассоциации татарских женщин "Ак калфак", которой в этом году исполнилось десять лет. Оправдала ли себя эта организация?
    - Начнем с того, что подобного общества не было никогда. Существовали в свое время организации мусульманских женщин, но туда входили прекрасные представительницы и других тюркских народов. Кстати, первый съезд одной такой организации прошел в Казани. А вот чисто татарских не было. Мне кажется, женский вопрос и проблема сохранения родного языка очень взаимосвязаны. Не случайно же татарский язык называют "ана теле" - материнским языком. Зная его, искренне болея за него, женщины могут реально помочь его сохранить. Ведь там, где компактно проживают татары, все лежит на женских плечах - и татарские детсады, и национальные школы, гимназии. Поэтому услышав о созыве Международного конгресса татар, я подумала: почему бы при нем не создать женскую секцию. Посоветовалась с Мансуром Хасановичем Хасановым, и он сказал: "Роза, надо создавать самостоятельную организацию, пусть люди знают, какая это сила - татарские женщины!" Вот мы и поставили перед собой цель - возродить духовные ценности татарской женщины. Я не скажу, что нам это удалось. Но за десять лет мы создали в крупных городах секции "Ак калфак", и они успешно работают. Например, в Австралии даже издают учебники татарского языка. Это необычный учебник - популярный, красочный. Его автор Гайша Маски языком сказок рассказывает татарским детишкам о далекой родине. Он пишет: там тоже живут татары, и они ждут встречи с тобой, тебе обязательно предстоит посетить ее. Разве не здорово? Мы собрали массу интересного материала. В Финляндии, например, татарские женщины выпустили для детей книги на латинской графике, среди них - о татарской кулинарии. Мне кажется, там, в отличие от нас, очень хорошо поняли, что будущее нации - в руках женщины.
    - Может быть, имеет смысл в Татарстане разработать и принять какую-то женскую программу на правительственном уровне?
    - Я уже третий год работаю в нашем парламенте, но, к сожалению, единомышленников можно пересчитать по пальцам. Не пишут о женской проблеме и наши поэты, писатели, словно ее нет. Правда, в Совете Федераций недавно создали комиссию, которая будет способствовать реализации принципа "равные права - равные возможности" женщин с мужчинами. Меня тоже включили в эту комиссию. Но у меня несколько иная точка зрения: женщине нужны не равные, а особые права.
    - Как думаете: что нам готовит наступивший век?
    - У меня есть надежда на лучшее. Татары - сильный народ, сильная порода. Мы должны сохраниться как нация. За эти десять лет приходилось общаться со многими татарами. Очень яркое впечатление оставили прибалтийские татары и татары, проживающие в Белоруссии. Они обосновались там 600 лет назад. Язык потеряли, но такой национальный дух остался, сохранились обычаи, религия. Это удивительно! Недавно прошел конгресс татар. В Казань из регионов съехались активисты. Но на первое место я ставлю тех людей, которых называют совестью нации, - писателей. Тревожно мне: аксакалы ушли, и их места сегодня большей частью свободны.
    И еще. В Русском музее висит любопытная картина Николая Рериха. Называется "Идущие". Поднимаются на гору Он и Она. Женщина впереди. Это символ. Великий гуманист хотел предупредить нас, что дверь в будущее человечества откроет женщина. Многие говорят, что XXI век должен стать веком женщины...

Резеда ДАУТОВА

"Восточный эскпресс" №37 (96) ноябрь, 2002г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz