Фоат ГАЛИМУЛЛИН: Возьмемся за руки, друзья,
чтоб не пропасть поодиночке
Союзам писателей Татарстана и России - по 70 лет. В
связи с этой примечательной датой наш корреспондент взял интервью у
председателя Союза писателей Татарстана Фоата ГАЛИМУЛЛИНА.
- Фоат Галимуллович! В газетах пишут, что Союз
писателей был нужен Сталину только для того, чтобы держать писателей
в "ежовых рукавицах". Вы согласны с этим? И вообще, нужна
ли такая единая организация? А если нужна, то зачем?
- Как известно, октябрьская революция 1917 года, или
как сейчас ее чаще называют - октябрьский переворот, в корне изменил
и всю нашу общественную жизнь, и место человека в обществе. И при капитализме
производство носит общественный характер. Но при этом личность остается
относительно свободной. Социализм же настолько крепко привязывает человека
к определенному коллективу, что область личной свободы необычайно сужается.
Коллективизация в деревне, укрупнение предприятий в промышленности -
лишнее тому доказательство. Это касается и такой далекой от общественного
производства области, как художественное творчество. Точно такую же
"коллективизацию" пережили и писатели. И не только они. Наиболее
активная часть старшего поколения вступала в партию. Те, кто помоложе,
объединялись в комсомол. Дети подросткового возраста - в пионерию, а
совсем малыши становились октябрятами. Повсюду создавались единые организации
в области спорта, художественной самодеятельности и т. д. Разумеется,
и литераторы не могли остаться в стороне от этого процесса.
Собственно говоря, и до революции писатели объединялись
вокруг редакций разных газет и журналов. Но это был абсолютно добровольный
и вполне естественный процесс. Можно было свободно присоединиться к
любой творческой группе и так же легко отойти от нее. После Октября
положение коренным образом изменилось. Теперь большевики стали не просто
присматривать за подобными объединениями, но и давать им прямые руководящие
указания. В дальнейшем для удобства руководства потребовалось объединить
эти разрозненные организации в единый Союз.
На основе руководящих указаний партии и создаются
в 1934 году сначала Союз писателей Татарстана, а через месяц с небольшим
и Союз писателей СССР. На Первый съезд советских писателей в Москву
Татарстан делегирует 19 писателей. В том числе семеро - с совещательным
голосом. Думаю, для современного читателя нелишним будет назвать делегатов
поименно. Вот они: с правом решающего голоса М. Горький, Г. Ибрагимов,
В. Киршон, А. Новиков-Прибой, К. Наджми, К. Тинчурин, Г. Гали, Г. Нигмати,
Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Тулумбайский, И. Гази, Л. Гильми; с правом совещательного
голоса Г. Ризванов, В. Красный, X. Туфан, К. Тухватуллин, Б. Зернит,
С. Кирьянов, А. Саргиджан.
Как известно, Первый съезд советских писателей проходил
с 17 августа 1934 года по начало сентября того же года. С докладом о
татарской литературе на съезде выступил председатель правления Союза
писателей Татарстана Кави Наджми. Когда сейчас, спустя 70 лет, читаешь
его доклад, испытываешь чувство гордости за свой народ и родную литературу.
Докладчик начинает свой обзор с многовековых корней татарской литературы,
глубоко анализирует текущие процессы и намечает пути дальнейшего развития.
После Кави Наджми ни на одном из всесоюзных или всероссийских съездов
не было таких полных и глубоких докладов о татарской литературе. Нашим
председателям разрешались лишь краткие выступления с похвальными речами
в адрес "мудрой политики коммунистической партии".
Нужен ли Союз писателей в современных условиях? Безусловно,
нужен. Тут не может быть никакого сомнения. Необходимы творческие объединения
не только писателей, но и композиторов, художников, журналистов, театральных
деятелей, архитекторов. Без них литературное дело, да и вся культура
приняли бы стихийный характер. Между тем, эти важнейшие отрасли нельзя
пускать на самотек. Да, творчество -дело сугубо индивидуальное. Но для
комплексной организации творческого процесса нужны единые центры. Вот,
скажем, мы любим повторять лозунг, доставшийся нам еще с советских времен:
"Дружба литератур - дружба народов". Верный лозунг, не потерявший
своей актуальности до наших дней. Но как одному народу встречаться с
другим? А вот представители этого народа, прежде всего творческая элита,
могут встречаться друг с другом и находить при этом общий язык. Только
так может происходить взаимовлияние и взаимообогащение народов и литератур.
Тут я мог бы привести массу примеров творческой дружбы писателей разных
республик и даже стран.
Но чтобы писатели могли встречаться и общаться друг
с другом, чтобы на практике осуществить процесс взаимовлияния, нужен
единый руководящий орган. И не только для этого. Союз нужен и для удовлетворения
бытовых нужд писателей, и для того, чтобы решить наболевшие проблемы
литературного творчества в масштабах всей страны, всей России. Союз
помогает решить и многочисленные повседневные проблемы, с которыми писатели
сталкиваются на каждом шагу. Наша писательская организация создала творческие
мастерские в области прозы, поэзии, драматургии, публицистики, детской
литературы, критики и перевода. Здесь писатели обмениваются опытом,
обсуждают новые произведения, решают наболевшие вопросы. Взять, скажем,
русскую секцию, работа которой в последние годы особенно оживилась.
О ее работе можно бы написать целую статью. Деятельность литературных
газет и журналов, книжных издательств, связь с читателями, вопросы изучения
классического наследия, пропаганда художественной литературы - все это
требует четкой организации и контроля. Кроме творческих союзов, этим
заниматься некому. Так что, повторяю, необходимость творческих союзов
подтверждена самой жизнью и нашей повседневной практикой.
- В этом году исполнилось 70 лет со дня создания
Союза писателей. Какие изменения, на Ваш взгляд, произошли в творческой
организации за эти годы?
- Семьдесят лет - срок немалый. Это целая человеческая
жизнь - от рождения до старости. Наша творческая организация, как живой
организм, тоже претерпела за эти годы значительные изменения.
В начале тридцатых годов, когда организация еще только
создавалась, главным требованием к писателю была его идеологическая
позиция. Этот критерий был первым и определяющим. И лишь после этого
смотрели на литературное мастерство и даже талант. Вот это-то и привело
к возникновению такого явления, как вульгарный социологизм. Теперь положение
в корне изменилось. Определяющим при приеме в Союз стал талант писателя,
а главными целями нашей организации - литературная учеба и помощь в
творческом процессе.
Резкие изменения произошли и в количественном составе.
В момент создания Союза писателей Татарстана в него вошли всего 24 члена
Союза. А сейчас их около трехсот. Впрочем, и тогда активно работающих
писателей было намного больше. Но их не принимали в Союз из идеологических
соображений.
К началу войны наш Союз насчитывал уже 50 писателей.
Из них около сорока ушли на фронт. В 1943 году руководитель Союза писателей
СССР Александр Фадеев, узнав об этом, выразил свою серьезную озабоченность
и предложил предпринять меры, чтобы вернуть хотя бы некоторых из них
обратно в тыл. Но ни один из татарских писателей не принял этого предложения.
В результате на фронтах погибли более половины татарских писателей -
31 человек. Их имена золотыми буквами записаны ныне на мемориальной
доске в Союзе писателей. Кто не знает имен М. Джалиля, Ф. Карима, А.
Алиша, X. Музая, М. Мамина, Р. Саттара и многих, многих других! Серьезные
потери понесла наша литература и в годы репрессий. Не стало таких ведущих
писателей, как Г. Ибрагимов, К. Тинчурин, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Гали,
Г. Нигмати, Г. Тулумбайский, Г. Мухаметшин, Ш. Усманов...
Вот почему в послевоенные годы главной задачей писательской
организации стало пополнение творческих рядов за счет талантливой молодежи.
В пятидесятые годы на Родину вернулись знаменитые "Моабитские тетради"
Мусы Джалиля. Немного позднее стало доступным и творчество такого замечательного
поэта, ныне признанного классиком нашей литературы, как Хасан Туфан.
Это способствовало повышению авторитета нашей литературы, упрочению
ее имиджа, как сейчас выражаются. Вернувшиеся с фронта писатели Сибгат
Хаким, Шайхи Маннур, Риза Ишмурат, Адип Маликов, Махмут Хусаин, Шараф
Мударрис, Заки Нури, Гали Хузеев, Мухаммед Садри и другие принесли с
собой в татарскую литературу свежее дыхание. А вслед за ними в литературу
пришла целая плеяда молодых: Г. Ахунов, А. Гилязов, Г. Афзал, М. Магдеев,
И. Юзеев, Ш. Галеев, С. Сулейманова, X. Камалов, А. Баянов, X. Вахит,
Г. Зайнашева, Л. Ихсанова, А. Расих, Р. Тухватуллин, Ш. Ракипов и др.
И искусство слова не только воспрянуло, но и стало усиленно развиваться,
обогащаясь новыми чертами и красками.
Создание в 1958 году Союза писателей РСФСР способствовало
тому, что связи между литературами - особенно автономных республик -
стали еще более прочными и многообразными. Следует особо подчеркнуть,
что связи эти носили в основном творческий характер. Такое тесное взаимовлияние
и взаимообогащение национальных литератур продолжалось до середины 80-х
годов прошлого века. В эти годы, позднее презрительно названные годами
застоя, часто проводились дни и декады той или иной литературы в Москве
и других городах, поездки отдельных писателей и целых делегаций для
обмена опытом и встреч с читателями. Именно в эту эпоху расцвело дело
взаимного перевода, издание книг местных авторов в центральных издательствах.
Все это способствовало развитию литературного процесса и росту мастерства
отдельных писателей. В эти годы были также созданы условия для полноценного
отдыха и улучшения здоровья писателей. Надо прямо сказать, что столь
благоприятной атмосферы для творческого роста литераторов не было ни
раньше, ни позже.
К сожалению, в годы перестройки мы потеряли многое
из этих достижений, не столько "перестраивались", сколько
разрушали уже достигнутое. В это время рухнул прежде единый и незыблемый
Союз писателей СССР. Сейчас в одной Москве насчитывается семь-восемь
независимых друг от друга творческих организаций. Примерно так же обстоит
дело и во многих бывших автономиях. Но Союз писателей Татарстана даже
в этих непростых условиях устоял. Правда, в 1999 году накануне 13-го
съезда писателей Татарстана и наша организация оказалась на грани развала.
Но все же большинство писателей, проявив трезвость и здравомыслие, сохранило
единый Союз. Этот курс на единство был поддержан и позднее, на 14-м
съезде писателей Татарстана.
Нынешний состав правления Союза писателей Татарстана
прикладывает все силы к тому, чтобы сохранить это единство. Мы придерживаемся
принципа, провозглашенного еще Булатом Окуджавой: "Возьмемся за
руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке".
Плодотворно работают также отделения Союза писателей
в Набережных Челнах и в Альметьевске. Такие наши журналы, органы Союза
писателей Татарстана, как "Казан утлары", "Идель",
"Салават күпере" и "Майдан" своевременно и с хорошим
качеством доносят произведения наших писателей до многотысячной читательской
аудитории. И вообще наше правление находит возможности для помощи писателям
и плодотворной работы в нынешних непростых условиях.
- Выше уже говорилось о том, что без тесных творческих
связей с другими литературами, взаимовлияния и взаимообогащения ни одна
литература нормально развиваться не может. А как обстоит с этим дело
сейчас?
- Да, Вы правы, без такого общения творческая жизнь
немыслима. Это я понял с первых дней своего председательства. Наша литература
имеет многовековые традиции и считается одной из крупнейших национальных
литератур в России. Поэтому мы часто получаем предложения обменяться
делегациями и наладить более тесные творческие связи. Только в последние
годы мы наладили такие связи с писательскими организациями Чувашии,
Марий Эл, Удмуртии, областными отделениями Союза писателей России в
Нижнем Новгороде, Орле и других городах. В Чувашии мы провели дни татарской,
а в Татарстане -дни чувашской литературы. Дни татарской литературы в
республике Марий Эл также во многом способствовали обогащению духовной
жизни двух республик. Это доказывает хотя бы тот факт, что после дней
татарской литературы в той же Марий Эл по просьбе населения и руководства
республики состоялись и дни татарской культуры. Начался процесс сближения
и с Союзом писателей Российской Федерации.
- Наконец, последний вопрос: каковы планы творческого
Союза на ближайшее будущее?
- Наши планы определяются нашими целями. Наша главная
цель: добиться того, чтобы многовековая татарская литература стала еще
богаче, интереснее, разнообразнее. А для этого надо создать подлинно
творческую атмосферу в самом Союзе писателей. Думаю, есть еще немало
возможностей для улучшения работы творческих секций. Настало время создать
новые секции и творческие мастерские. Для того чтобы как-то повлиять
на развитие жанра поэзии, предполагается учредить специальную премию
им. Хади Такташа. И конечно же, одной из главных задач остается издание
книг татарских писателей. В частности, мы начали издание многотомников
народных писателей Татарстана. Это начинание будет продолжаться и в
дальнейшем. После этого предполагается издание в одном-двух и более
томах произведений лауреатов Тукаевской
премии.
Мы будем бороться и за то, чтобы писатель - "инженер
человеческих душ" - и сегодня занимал достойное место в жизни общества.
Без этого все наши разговоры о величии и традициях татарской литературы
останутся пустым звуком. В конечном счете литературный процесс определяется
индивидуальным творчеством каждого отдельного писателя. Поэтому каждый
труженик пера должен чувствовать себя почетным и необходимым членом
общества. Очередной, 15-й съезд писателей, который должен состояться
в мае 2005 года, надеюсь, послужит новым этапом в нашей многовековой
истории, закрепит достигнутые успехи и определит задачи на будущее.
Р. МУСТАФИН
журнал "Татарстан" №10/2004
Обсудить
в форуме