Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica
Ризаэтдин ФАХРЕТДИН

АХМАТ ХАН

 

После того как Улу Мухаммед хан покинул город Сарай, на трон Золотой Орды взошел Кичи Мухаммед хан. Он правил около 10 лет. После его кончины в 1447 году на трон сел его сын Ахмат (Саид Ахмат) хан. С первых же дней своего правления Ахмат хан со всей остротой поставил вопрос о выплате дани русскими князьями в полном объеме и припугнул Василия II, что применит силу. В 1451 году сын Ахмат хана Мазовша (Мазов шах) совершил поход на Москву, держал город в осаде. Василий II успел бежать. Но тут распространился слух о приближении великого князя с большим войском к Москве, вследствие чего Мазовша, взяв некоторое количество трофеев, вернулся в Орду.

Года через три (около 1454 года) войско Ахмат хана снова появилось в пределах Московского княжества, напало на города Рязань и Переславль. Но из-за предательства военачальника Казат оглана потерпело неудачу и вернулось в Орду.

В 1462 году Иван III стал княжить в Москве, он, как и прежние владетели, считался данником Орды. Однако же дань платить отказывался, за ярлыком в Сарай не ездил, а начал жить как независимый правитель. Ахмат хан решил положить этому самоуправству конец и отправился с войском в Москву. К счастью для Москвы, как раз в это время на владения Ахмат хана напал крымский хан Хаджи-Гирей. Около Дона произошло столкновение войск. В этом сражении единоверцы-мусульмане косили друг друга как траву (1465). По этой причине Ахмат хану поход на Москву пришлось отложить, что спасло Москву от разорения. Именно этим столкновением было положено начало выступлениям крымских ханов против Золотой Орды. В дальнейшем крымские ханы, сговорившись с Москвой, продолжали губительную для обоих тюркских государств политику и часто нападали на своих единоверцев.

В 1472 году Ахмат хан повторил свой поход в пределы Московского княжества, взял крепость Алексин, сжег город. Собранное московским князем 180-тысячное войско выступить против Ахмат хана не посмело. В Москве поднялась паника, мать князя Ивана III вместе с детьми бежала в Ростов. Как известно, политика Ивана III заключалась в сталкивании мусульман с мусульманами. В данном случае он добился того, что касимовский Даниал хан выступил против Ахмат хана. Узнав о намерении Даниал хана идти на Сарай, Ахмат хан повернул войско обратно. Между Иваном III и Ахмат ханом был заключен мирный договор. Иван III татарским вельможам раздал множество подарков.

После смерти крымского хана Хаджи-Гирея трон занял его сын Менгли-Гирей и возобновил с Иваном III прежний договор. Их целью было любым путем добить Золотую Орду. Эта недальновидная политика завершилась в 1783 году уничтожением Россией самого Крымского ханства.

После заключения союза между Москвой и Сараем в 1474 году Ахмат хан своего посла Кара Кучука с 600 мусульманами отправил в Москву. Вместе с ними поехали еще 3200 купцов-мусульман, которые гнали туда 40 тысяч лошадей на продажу.

В то время на территории московского Кремля у татарских ханов имелся особый дворец, где проживали послы и важные вельможи. Жившие в нем татарские послы зорко следили за каждым действием московских князей, в случае каких-либо подозрений тут же докладывали об этом в Сарай. Когда от хана прибывал ярлык с распоряжением, то князь со своими людьми приходил во дворец и оглашение ярлыка слушал стоя на коленях. Супруга Ивана III княгиня Софья (Зоя Палеолог) из рода византийских императоров нашла какой-то предлог и вынесла упомянутый дворец за пределы Кремля, а на его месте выстроила церковь.

В 1476 году Ахмат хан повелел Ивану III прибыть в Сарай. Но князь не поехал, а отправил туда своего посла Бестужева. Это очень разгневало Ахмат хана и настроило его против великого князя. Примерно в это время князь Иван III, заключив союз с Менгли-Гиреем и почувствовав свою силу, объявил себя независимым от Орды правителем. Узнав об этом, Ахмат хан заключил с князем Казимиром Литовским союз, собрал войско и отправился в поход против Ивана III. Тот срочно обратился за помощью к близкому другу Менгли-Гирею, отправив к нему гонца. Менгли-Гирей, войдя в положение Ивана III, выступил против князя Казимира, союзника Ахмат хана. А в это время Иван III касимовского царевича Нур-Давлета, служившего у него, направил с войском в оставшийся беззащитным Сарай.

В 1480 году войско Ахмат хана перешло реку Дон. А князь Иван III с войском подошел к Коломне и стал ждать перехода Ахмат хана через реку Оку. В это время Ахмат хан, не получивший ответа от князя Казимира, пошел ему навстречу и задумал подойти к Москве, перейдя через Угру, являющуюся левым притоком Оки. Узнав об этом, Иван III войско повел туда же. Однако, боясь ордынцев, казну и семью отправил на Белоозеро. Князь Иван III хотел скорее выпутаться из сложного положения и с этой целью направил к Ахмат хану послов с подарками просить мира. Но Ахмат хан был зол на него из-за неуплаты дани в течение 9 лет и потребовал приезда его самого или кого-нибудь из близких просить прощения. Иван III на это не пошел.

Ахмат хан стал ждать на Угре ледостава и решил идти на Москву в начале зимы. Вскоре река стала, и Иван III, испугавшись ордынцев, 26 октября 1480 года отдал приказ войску своему отойти. Русское войско стало беспорядочно бежать, его удалось остановить лишь у города Боровска. Здесь и решил Иван III принять бой.

Между тем 11 ноября Ахмат хан тоже приказал отвести войско. Русские историки это объясняют следующим образом: дескать, стояли жестокие морозы, князь Казимир не подошел, к тому же уход русских Ахмат хан принял за хитрый маневр, а Иван III тем временем договорился с враждовавшими с ним князьями и усилился. Но главная причина отвода войск, по-видимому, состояла в том, что крымские и касимовские татары в это время приняли сторону Ивана III, а подручный князя касимовец Нур-Давлет собирался нанести удар по беззащитному Сараю. В результате две огромных военных силы, простояв друг против друга несколько месяцев, так и разошлись, не приняв бой.

Ахмат хан зиму задумал провести на Дону, поэтому не стал держать около себя большого войска. В это время один из шейбанидов, т. е. один из ханов Тюменской орды, некий Ибак, а также ногайцы и Менгли-Гирей, объединившись, неожиданно выступили против Ахмат хана. Спавшего в юрте Ахмат хана Ибак хан убил собственными руками и со словами "убил твоего врага" отправил гонца в Москву, чтобы обрадовать своего друга Ивана III.

Надо сказать, что после гибели Ахмат хана некоторые его сыновья добивались ханского трона, но их власть не была столь сильной и устойчивой, как во времена расцвета Золотой Орды. К тому же крымский хан Менгли-Гирей, боясь усиления сыновей Ахмат хана и возрождения Золотой Орды, настойчиво старался уничтожить их род, прилагал огромные усилия, чтобы развалить до основания эту мусульманскую державу.

Летом 1502 года Менгли-Гирей хан неожиданно напал на ничего не подозревавший город Сарай и, полностью истребив жителей-мусульман, сравнял столицу с землей. Этот хан от могил своих дедов и прадедов, созданных ими великолепных дворцов, медресе и мечетей, ухоженных могильников не оставил камня на камне. Все вещи и драгоценности были увезены как трофеи. Затем Менгли-Гирей хан послал другу Ивану III человека, чтобы уведомить русских об открытии для них ворот мира. Сын Ахмат хана Шейх-Ахмед хан со своими людьми бежал в степь. Этим завершилось существование города Сарая, продолжавшееся ровно 267 лет.

Так закончили свою жизнь ханы, державшие русских в великом страхе и трепете. Благодаря стараниям Менгли-Гирей хана, после 250-летнего рабства русский народ наконец-то вздохнул свободно. И день смерти Ахмат хана стал днем его избавления, после которого он создал свое независимое государство.

Созданная великим Бату ханом держава погибла от рук самих же потомков Бату хана. Побежденное Бату ханом русское племя с помощью наследников же Бату хана обрело величие и славу. Образованное с помощью Берке хана великое мусульманское государство до основания разрушил Менгли-Гирей хан, чтобы услышать единственный раз сказанное устами Москвы "спасибо".

Несколько слов о внутреннем устройстве государства

Тюркские племена издавна обитали в просторных степях между реками Яик (Урал), Идель и Дон. Есть сведения, что сын пророка Нуха (библейский Ной) Яфес в древние времена жил в Идель-Уральском регионе. Конечно, нам трудно установить точность этих утверждений, но одно известно доподлинно: в период появления писаной истории в этих местах уже кочевали скифы и сарматы. Они и являются далекими предками хазар и булгар. Позже имя "хазар" постепенно забылось, вышло из употребления, и его место заняло славное имя "кыпчак".

Широкая степь между Доном и Аральским морем принадлежала именно кыпчакам и, соответственно, обитавшему в ней народу, она стала называться "землей тюрков-кыпчаков". Будучи кочевниками, они испытали довольно сильное влияние живших к северу от себя "тюрков-булгар". Говорят, что слово "кыпчак" означает пустующую землю и является синонимом персидского слова "дешт". Значит, слова "дешт" и "кыпчак" по своему смыслу означают одно и то же. Видимо, словосочетание "Дешти-Кыпчак" образовалось от сложения одного слова, относящегося к разным языкам.

Завоевание монгольскими ханами Дешти-Кыпчака и Волжской Булгарии вовсе не означало их окончательной победы над местным населением. Дело в том, что, во-первых, их войско на девять десятых состояло из тюрков, во-вторых, большинство местных народов были тоже тюркского происхождения. Поэтому ханы и их вельможи в силу обстоятельств вынуждены были принять язык и обычаи тюрков, очень скоро они отюречились, от их монгольских корней не осталось и следа. Это тем более показательно, что пришедшие из Скандинавии 10-15 человек из племени русов образовали государство и присвоили ему название своего племени, а пришедшее с Востока славное племя монголов растворилось здесь среди местных кыпчаков. Созданное монголами государство прославилось как Дешти-Кыпчак (Кыпчакская Степь), названное после Золотой Ордой.

Не секрет, что старые русские историки Дешти-Кыпчак, Казанское и Крымское ханства называли "монголо-татарскими" государствами с намерением разделить тюркские народы и ослабить между ними родственные связи - чтобы они отдалились друг от друга. Ведь они хорошо знали, что исчисляемые миллионами местные народы, являющиеся фактическими хозяевами этих стран-государств, никогда не назывались именем горстки татар, которые, прибыв, можно сказать, в эти края только вчера, частью отправились обратно на Восток, частью же (царевичи и князья) окончательно обрусели.

В начале своего существования Золотая Орда была кочевым государством, но позже она стала центром культуры и цивилизации. Поэтому ее внутреннее устройство приобрело стройную систему. Все государство было разделено на области (улусы), а те в свою очередь на более мелкие части. По живущему же в нем народу оно было разделено на белую и черную кость.

Военное дело было поставлено там на такую высоту, что и в наши дни для многих армий порядки Золотой Орды являются примером для подражания. Бату хан, например, собирая миллионную армию для похода и переводя ее в нужное место, не испытывал ни малейших затруднений. Порядок мобилизации в армию был таков: каждый третий мужчина в семье должен был идти служить. Интересно будет привести и некоторые воинские звания:

1) "Оглан". Это звание имело четыре степени: темник (командовал 10 тыс. воинами), тысячник, сотник, десятник. В нынешней России существуют уланские полки - это наследие Золотой Орды.

2) "Бек". Это звание имело две степени: улу (большой) бек, кичи (малый) бек. Кроме них, существовали "кисекчи" и "куручи", которые охраняли особу хана, были его личной гвардией.

Лица духовного звания были следующие: "кади" (судья), "муфтий" (знаток шариата, принимавший решение по спорным вопросам), "мударрис" (учитель") и др.

Существовала развитая система чиновничьих должностей и профессий: 1) алпаут (вельможа), 2) даруга (отвечал за сбор дани), 3) тюмень (темник), 4) тюмень-бек, 5) илчи (посол), 6) баскак (то же что и даруга), 7) диван битигчи (писец палаты), 8) тамгачи (таможенник), 9) тырнакчи (весовщик), 10) шусунчи (интендант), 11) юртчи (архитектор), 12) юл арачи (смотритель дорог), 13) туткаул (караульный), 14) куперчи (смотритель мостов), 15) кимэчи (лодочник), 16) ямчи (почтальон), 17) аучи (охотник) и т. д.

В Золотой Орде одной из высших должностей был "алпаут", и ханы при решении важных дел всегда советовались с ним. Деловая переписка в государстве, различные распоряжения хана и должностных лиц, указы, договоры и всякие доверенности носили общее название "дефтер", означающее "тетрадь". Может, они так назывались потому, что фиксировались в особых "дефтерях". Что интересно, слово "типтяр" тоже происходит от слова "дефтер". В Золотой Орде и Казанском ханстве "типтярами" называли определенную прослойку населения, которая была записана в эти "дефтери". Так образовались "татары-типтяре", входящие ныне в состав татарского народа.

В государстве хозяйственные и торговые дела тоже были поставлены на должную высоту. Необходимое количество хлеба выращивалось своим населением. Хлеборобы назывались "сабанчи" ("сабан" - соха), а те, кто их обеспечивал землей и всем необходимым для работы, - "уртакчи" ("уртак" - пополам). Эти две прослойки населения обеспечивали всех людей хлебом. Подчинив русские княжества и освободившись от военных обязанностей, население Золотой Орды приступило к бурной торговой деятельности. Это государство прославилось как центр мировой торговли. В Золотой Орде собирались торговцы со Средней Азии, Восточного Туркестана, Китая, Индии, не говоря уже о русских и европейских купцах, а жители Хорезма и Бухары, как нынешние банки, занимались финансовыми операциями. Находки в глубинных районах Китая и Индии золотоордынских монет являются свидетельством активной торговли. В государстве, наряду с торговлей и земледелием, было хорошо развито и ремесло, существовали даже целые мануфактуры.

Центром и столицей Золотой Орды служил город Сарай. Арабские путешественники и писатели, побывавшие в нем, писали о городе в восторженных тонах. В течение нескольких веков ездили туда и русские князья, считая большой честью для себя получить из рук хана ярлык на правление.

С татарского перевел Султан ШАМСИ
журнал "Идель"

Hosted by uCoz