Главная страница > История

История\Tatarica
14 сентября 2004

Фарида ГАФФАРОВА, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Татарстана, кандидат исторических наук.


ДУМАТЬ!

Публикуя материал, посвященный деятельности мусульманских депутатов в Государственных Думах России начала XX века, редакция преследует цель - не просто вспомнить исторические факты и персоны, а обратить взор на современность, нынешние реалии работы Госдумы РФ начала XXI века. Татары всегда брали не числом, а умением. Если сравнивать численность депутатов-татар Госдумы 100 лет назад и сейчас, то она небольшая и примерно равна. Напомним, что сегодня нашу республику в парламенте страны представляют 12 депутатов. В то же время и тогда, и сейчас депутаты от нашего региона играли заметную роль именно благодаря упорству, настойчивости, профессионализму. В то же время и раньше, и сейчас их мнение в большинстве случаев, имея большой политический резонанс, не получало заметного практического воплощения в конкретных законодательных актах. Интересно, что в общеполитической ситуации России начала XX века и сегодня при кардинальных различиях наблюдаются заметные параллели, особенно в отношении национальной и региональной политики. И тогда, и сейчас общее настроение думского большинства направлено на игнорирование интересов многочисленных национальностей, проживающих в России, на сужение полномочий регионов, на централизацию властных, финансовых ресурсов в руках Москвы. Фундаментальные причины и практическая реализация подобных политических настроений в Российской империи и Российской Федерации, безусловно, различны, однако общий дух, атмосфера работы и методы принятия решений имеют много общего. Старое рядится пол новое. Чего стоит только пример с принятием поправок в федеральный Закон "О языках народов РФ", которые законодательно пресекли возможность самостоятельного выбора народами России графики для своего родного языка. Несмотря на бурное возмущение наших депутатов в Думе, особенно Ф. Ш. Сафиуллина, поправки, грубо нарушающие права национальностей, были приняты.

Конечно, не все в нынешней парламентской жизни России столь пасмурно с точки зрения регионов и национальных республик. Нынешнее представительство татарстанских думцев, их профессиональный уровень и статус в должностной иерархии парламента внушают серьезные надежды на возможность эффективной работы. Думается, нижеследующий материал послужит формированию определенной преемственности в настрое на сплоченную работу среди наших депутатов в Госдуме России.

Депутаты-татары в Государственной Думе России

"Мы были, есть и будем!" "Я говорю: мы будем жить в России единой нацией!" Эти слова были сказаны депутатом Садри Максуди на заседаниях III Думы. Они состоялись в феврале и октябре 1910 года, обсуждался проект закона "О введении всеобщего начального образования в Российской империи". Оба выступления Максуди с различными комментариями опубликованы в некоторых русских газетах и во всех татарских периодических изданиях.

Начало XX века характеризуется, как известно, небывалым подъемом национального движения татарского народа, к тому моменту уже почти четыре века существующего без своей государственности, в состоянии духовного рабства. Одним из идеологов этого движения и стал С. Максуди. Приведенные выше слова сказаны им в ответ на выступления русских шовинистов. К сожалению, эти слова и сегодня звучат актуально.

А тогда, в начале XX века, Российская империя стояла перед двумя возможными путями обновления государственного устройства. Первый - кровавые революционные перемены. Второй - эволюционный путь, т.е. изменение политики правительства и реформы. Второй путь импонировал и либеральной буржуазии, и молодому поколению, также охваченному новыми либеральными идеями. Вынужденный принимать это во внимание 17 октября 1905 года император Николай II издал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".

В соответствии с ним в феврале-марте 1906 года в Российской империи прошли выборы в I Думу, были избраны 499 депутатов. Дума открылась 27 апреля 1906 года в Петербурге в Белом зале Таврического дворца. В работе заседания приняли участие и 22 депутата от 20-миллионной армии мусульманских народов, проживавших на территории России. Среди них были 10 депутатов-татар - С. Алкин, А. Ахтямов, Г. Бадамшин, С. Джантурин, С. Максютов, Ф. Минлебаев, М. Рамиев, Ш. Сыртланов, К. Тевкилев, Ш. Хусаинов.

Выборы в Думу, несомненно, стали новым словом в истории России и знаменовали собой победу революционных сил. Особая роль в организации выборов среди мусульманских народов принадлежала всероссийской мусульманской партии "Иттифак аль-муслимин". Это было вполне логично, поскольку в программе этой партии содержался пункт об отстаивании права тюркских народов, живущих в России, на национально-культурное самоопределение. Предвыборные тактики "Иттифака" и кадетской партии оказались созвучными, и в дальнейшем это сыграло свою роль.

Большинство мусульманских депутатов вошло в состав кадетской фракции, насчитывавшей 161 человек. Однако к середине июня мусульманские депутаты пришли к мнению, что необходимо создавать собственную фракцию. 21 июня было организовано бюро фракции, состоявшее из семи человек: Г. Тупчибашев (председатель, азербайджанский депутат), С. Алкин, А. Ахтямов, С. Джантурин (секретарь), И. Зиатханов, М. Рамиев (казначей), Ш. Сыртланов. Многие из перечисленных депутатов одновременно являлись и членами партии "Иттифак". При обсуждении законопроектов они опирались на программу своей партии.

Не следует полагать, что депутатов-татар волновали только вопросы, имеющие значение для татарского народа, и что они защищали только его интересы. Во всех четырех Думах татарские депутаты действовали от имени всех мусульманских народов, живущих в России. Ведь некоторые народы к моменту созыва III и IV Дум вообще были лишены избирательного права.

Уровень образованности татар, избранных депутатами в I Думу, был достаточно высоким. Из 22 человек 15 имели высшее и среднее образование, остальные 7 депутатов окончили медресе и мектеб; среди них были 8 юристов, 4 муллы, два купца, один золотопромышленник.

С целью урегулировать межнациональные и межконфессиональные противоречия в России 17 апреля 1905 года Николай II подписывает подготовленное Советом министров положение "Об укреплении начал веротерпимости". Однако, несмотря на появление указа о свободе вероисповедания, в законодательстве по этой части по-прежнему оставались различные ограничения. Именно поэтому мусульманские депутаты поставили свои подписи под проектом закона "Основные положения законов о гражданском равенстве", который подготовили и внесли на рассмотрение Думы представители немусульманских народов (поляков, финнов, евреев и пр.) - всего 151 депутат. Во время рассмотрения этого законопроекта в Думе выступил А. Ахтямов, перечислив, в частности, пункты, по которым ограничены права мусульманских народов. Однако ни его выступление, ни речь И. Зиатханова (который рассказал о вооруженном столкновении между азербайджанцами и армянами) не были приняты Думой во внимание. Национальный вопрос вообще не был для нее вопросом первостепенной важности.

В работе I Думы на первый план вышел земельный вопрос. На заседании, проходившем 8 мая, обсуждался проект аграрных реформ, подготовленный кадетской фракцией. На этом же заседании был представлен и законопроект, составленный группой трудовиков и подписанный 104 депутатами. Для изучения и объединения этих двух проектов была создана аграрная комиссия, в которую вошли в том числе три депутата-татарина - А. Ахтямов, С. Джантурин и Ш. Сыртланов. Мусульманская фракция встала на защиту проекта, представленного кадетской фракцией, поскольку он был созвучен платформе аграрных реформ в программе партии "Иттифак". И все же при конкретном обсуждении земельного вопроса мусульманские депутаты заняли позицию, несколько отличную от кадетской, поскольку наделение безземельных и малоземельных русских крестьян землей предполагалось осуществить за счет коренного населения окраин Российской империи - башкир и народов, живущих в степях Туркестана.

При обсуждении этого вопроса выступил Ш. Сыртланов, который предложил вернуть башкирам земли, незаконно отнятые у них в пользу русских крестьян и землевладельцев. Ш. Сыртланов делает запрос в Совет министров с просьбой вернуть незаконно отнятые у башкир, киргизов и казахов земли. Этот запрос подписали еще 53 депутата. Таким образом, земельный вопрос благодаря мусульманским депутатам приобретает в Думе национальный характер.

Однако 9 июля Дума по приказу Николая II была распущена. Мусульманские депутаты, таким образом, не смогли поднять ряд волновавших их вопросов. В знак протеста против манифеста царя около 230 депутатов Думы собираются в Выборге и пишут обращение "К народам от представителей народа". Из числа депутатов-татар под обращением подписались С. Алкин, А. Ахтямов, С. Джантурин. 167 депутатов из числа подписантов были посажены на три месяца в тюрьму.

I Дума просуществовала недолго и не смогла выработать каких-то важных законопроектов. Однако она, несомненно, сыграла свою роль в обретении депутатами, особенно мусульманскими, политического лица. Татарские депутаты, по сути, впервые выступили в качестве субъекта российской политики, заявив во всеуслышание о политических и национальных проблемах своего народа. Создание в Думе мусульманской фракции стало первым серьезным политическим шагом для мусульманских народов, стремящихся к равноправию, и особенно для татар.

В январе-феврале 1907 года прошли выборы во II Думу. Было избрано 518 депутатов, из них 187 - представители нерусских народов, в том числе 36 мусульманских депутатов. Социальное положение депутатов-мусульман было самым разным: 5 землевладельцев, 8 мулл, 12 представителей интеллигенции, 4 купца, 4 крестьянина, 1 рабочий. От Казанской, Уфимской губерний, а также Оренбурга, Астрахани и Самары избрались депутаты-татары С. Максуди, Ш. Тукаев, Г. Мусин, К. Хасанов, К. Тевкилев, Ш. Махмутов, X. Атласов, М. Хасанов, Ш. Сайфетдинов, М. Максютов, Г. Бадамшин, А. Неджметдинов.

Во II Думе также была создана мусульманская фракция, руководителем ее стал К. Тевкилев. Четыре татарских депутата -X. Атласов, Г. Бадамшин, К. Хасанов, А. Неджметдинов - вошли во фракцию трудовиков. Эта группа с 21 апреля начала издавать газету "Дума" под редакторством К. Хасанова. Газета критиковала соглашательскую политику Думы, ее зависимость от политического давления правительства и исполнение ею лишь функции "советчика".

На первом же заседании секретарем президиума Думы от имени мусульманской фракции был избран С. Максуди.

II Дума начала свою работу 20 февраля. В центре ее внимания вновь оказался вопрос о земле. Каждая фракция подготовила свою программу. Выступавший от имени мусульманской фракции Х. Хайский поддержал программу кадетской фракции; от имени крымских татар выступил Р. Медиев, от башкир - Ш. Сайфетдинов, от казахов - Б. Каратаев. Все они рассказали с трибуны Думы о тяжелом положении своих народов. В ответ на доклад П. А. Столыпина К. Хасанов произнес пламенную речь и от имени группы "Думцы" потребовал соблюдения прав не только землевладельцев, но и простых крестьян.

Мусульманские депутаты напрямую связывают аграрный вопрос с национальным. В комиссию по земельным вопросам - самую многочисленную в Думе были избраны 5 мусульманских депутатов, а председателем комиссии стал Г. Тупчибашев.

С. Максуди вошел в комиссию по делам религий. В газете "Йолдыз" от 13 апреля он выступил с "Открытым письмом ко всем братьям-мусульманам", в котором подчеркнул, что трем-пяти депутатам, вошедшим в состав комиссии по делам религий, не хватит ни ума, ни сил выполнить огромный объем работ, который необходимо проделать. Автор статьи обратился к мусульманам России, призвав их задуматься о своих национальных, политических проблемах и будущей судьбе. "Открытое письмо" было, по существу, попыткой пробудить политическое мышление угнетенных народов.

Во время работы II Думы многими был отмечен русификаторский характер национальной политики российского правительства. Депутат К. Хасанов в своем выступлении говорил о том, что обучение детей в государственных начальных школах ведется на русском языке, и это рождает недовольство среди мусульманских народов. Мусульманские депутаты (в количестве 31 человека) подали в Думу заявление-запрос с просьбой отменить некоторые правила, содержащиеся в объявленном 31 марта 1906 года указе Николая II "О начальном образовании для инородцев", которые еще более ограничивали возможность воспитывать мусульманских детей в духе национальных традиций и веры. По поводу этого запроса в Думе была создана комиссия по образованию, в которую вошли три мусульманских депутата, в том числе М. Махмутов от татар.

За три месяца работы Думы мусульманская фракция подготовила дополнения к двум законопроектам. В разработке одного из вопросов - утверждения пятницы выходным днем - помощь оказал Ю. Акчура.

Одним из самых деятельных и ответственных депутатов II и III Дум был С. Максуди. Во время выборов в Думу он твердо пообещал заниматься достижением четырех целей: 1. Добиться, чтобы все депутаты-мусульмане, объединившись в одну фракцию, действовали сообща. 2. Препятствовать принятию законов, вредных для мусульман. 3. Стараться провести через Думу законы и проекты, необходимые для мусульман. 4. Выступать с трибуны Думы во время обсуждения вопросов, касающихся мусульман. Надо сказать, что такая позиция была характерна не только для С. Максуди, но и для других депутатов-татар, да и для всей мусульманской фракции в целом.

К сожалению, и II Дума, находившаяся в оппозиции к царскому правительству, 3 июня была распущена. В тот же день появился новый закон о выборах, в котором права нерусских народов были ущемлены еще больше. Многие народы лишались права выбора. Поэтому в III Государственной Думе России 20-миллионная армия мусульманских народов была представлена лишь десятью депутатами.

В III Думе также была создана мусульманская фракция. Она состояла из 8 человек. Председателем вновь стал К. Тевкилев, секретарем - С. Максуди. Из 442 депутатов 154 были октябристами, в этой Думе их фракция оказалась самой большой. Восьмерым мусульманским депутатам пришлось противостоять сильным и многочисленным фракциям. Несмотря на это, при рассмотрении законопроектов они продолжали смело выступать с требованиями равных прав для татар и других мусульманских народов, делать запросы, собирать подписи кадетов, трудовиков под документами о внесении в законы дополнений, защищающих интересы мусульманских народов. Мусульманские депутаты вели переговоры с либерально настроенными депутатами фракции октябристов, снова и снова поднимались на трибуну Думы, чтобы высказать свою точку зрения, невзирая на нападки шовинистов и попытки заткнуть им рот.

Первым вопросом, который рассматривался в III Думе, стал законопроект о введении в России всеобщего начального образования. В связи с этим была создана специальная комиссия по просвещению. От мусульманской фракции в нее вошел Гайса мирза Еникеев. Мусульманская фракция, объединившись с польскими депутатами, внесла в законопроект дополнительный пункт, согласно которому обучение в государственных школах должно было вестись с учетом религиозных особенностей и потребностей, а также национальных традиций местного населения. Эта норма вызвала ожесточенные споры и большинством голосов в проект закона не была включена.

На протяжении всех 5 лет существования III Думы в зале заседаний звучали голоса всех членов мусульманской фракции: Котлуга Мухаммеда мирзы Тевкилева, Шакира Тукаева, Галиасгара мирзы Сыртланова, Шарафетдина Махмутова, Гали бека Хасмухаммедова, Джигангира Байбурина, Гайсы мирзы Еникеева, Садретдина Максудова. И это - невзирая на постоянные нападки на них в периодической прессе со стороны русских шовинистов и татарских эсеров и интеллигенции.

Среди мусульманских депутатов особенно выделялся С. Максуди. Он был дипломированным юристом, окончил Сорбоннский университет, знал 5-6 языков, имел свое собственное мнение по вопросам российской и мировой политики, которое и высказывал бесстрашно с трибуны Думы.

За время работы в III Думе С. Максуди более 100 раз выступал в различных комиссиях и около 15 раз выходил на трибуну Думы с речами. Каждое его выступление публиковалось в татарской периодической печати и во многих русских газетах. В 1910 году он выступал на обсуждении бюджетов министерств просвещения и иностранных дел, в 1911 году - в защиту мусульманских народов Туркестана, потерявших право на собственную землю, в 1912 году - в защиту медресе Буби.

Проект закона об общем образовании в начальных школах рассматривался в III Думе дважды - в 1908 и 1910 годах. Судя по публикациям в газете "Йолдыз", во время рассмотрения этого вопроса выступали С. Максуди, Г. Еникеев и Ш. Тукаев. Они предложили включить в проект закона следующие пункты: 1. В начальных школах, созданных специально для мусульман, все предметы, кроме русского языка, должны вестись на родном языке. 2. В школах тех мест, где проживает мало мусульман, законодательным порядком должно быть обеспечено преподавание родного языка и основ религиозных знаний. 3. В школах для мусульманских детей учителя должны быть мусульманами.

На основании предложенного законопроекта о начальном образовании дети всех национальностей должны были обучаться в начальных классах только на русском языке. Исключались занятия по религии (кроме, разумеется, православной), а также ознакомление детей со своими народными традициями, культурой и т.д. Мусульманские, польские и финские депутаты, понимая, что принятие подобного закона приведет к исчезновению многих народов, выступили с трибуны Думы с резким протестом, снова и снова выдвигая этот вопрос на обсуждение.

При обсуждении проекта "антиалкогольного" закона (12 ноября 1911 года) С. Максуди также выступил с речью, в которой сказал: "Ислам запрещает пьянство, но правительство толкает мусульманские народы к пьянству, поскольку внедряет в соседствующие с ними народы не культуру, а водку. В других государствах политика и культура идут рука об руку, они взаимно дополняют друг друга, поддерживают. Но в России между правительственной политикой и культурой нет ничего общего, они идут порознь. Даже иногда против друг друга. Порабощенные народы теряют свое политическое лицо, поэтому в других странах им дают возможность хотя бы развивать культуру, образование. А нам, российским мусульманам, русское правительство не дало ничего, кроме пьянства. Я обвиняю правительство в этом. Вместо кабаков лучше дайте нам возможность открывать школы, дайте нам культуру и просвещение".

III Дума закрылась 9 июня 1912 года. Так же как и предыдущие, она не смогла выработать каких-либо важных для мусульман законов. 20-миллионная армия мусульман России продолжала оставаться в рамках империи второсортным народом.

Для того чтобы в IV Думу не были избраны такие деятельные и преданные своему народу люди, как С. Максуди, Ш. Тукаев, местные "органы" приложили немалые усилия. С. Максуди, например, не был внесен в список кандидатов под предлогом того, что не имел недвижимости.

IV Дума начала свою работу 15 ноября 1912 года. Мусульманская фракция в этой Думе состояла всего из 6 человек. Это были И. Ахтямов, Г. Байтиряков, К. Тевкилев, Г. Еникеев, М. Минлегалеев и М. Джафаров из Баку. При мусульманской фракции было создано бюро, для работы в котором были приглашены высокообразованные и преданные своему народу люди - А. Цаликов с Северного Кавказа, Ш. Мухаммедьяров и А.-З. Валиди - из Уфы.

Мусульманская фракция наконец-то завершила работу по подготовке изменений в образовательной системе, иначе говоря, выработала свою концепцию национального просвещения. 28 марта 1914 года фракция выступила с предложением перестроить систему религиозного образования. Объединившись с кадетами, она подготовила совместный проект закона, который предусматривал право оренбургского духовного управления выдавать учителям и мугаллимам свидетельства, дававшие им возможность преподавать в школах и медресе. Однако министр внутренних дел Н. А. Маклаков заявил, что это предложение не может быть принято. Проект закона не был направлен на рассмотрение Думы.

Несколько членов мусульманской фракции выступили в Думе с резкой критикой национальной политики царского правительства. И. Ахтямов подробно рассказал об отношении департамента по делам религий и государства к мусульманам, о той пропаганде, которую он вел против мусульманских народов, и о его действиях по ущемлению прав мусульман. Это было последнее выступление татарского депутата в IV Думе. Указом царя 26 февраля 1917 года Дума была распущена.

Таким образом, с 1906 по 1917 год российские мусульмане делегировали в I, II, III и IV Думы 73 своих депутата, 30 из которых были татарами. К. Тевкилев избирался в Думу 4 раза, Г. Еникеев - 3 раза, С. Максуди - 2 раза.

Работа татарских депутатов и мусульманской фракции в Думе, их выступления с защитой интересов и прав мусульманских народов, с требованиями для них равных с русским народом прав -это, по существу, громкое заявление всей России и всему миру о том, что в Российской империи есть такой народ - татары, который должен играть определенную роль в российской политике и экономике. Потому-то депутаты-татары действовали на основе программы партии "Иттифак аль-муслимин" и не делали радикальных шагов, которых требовали татарские эсеры и социал-демократы. Они были убеждены, что путь к обретению политических, национальных и экономических прав татарской нацией и мусульманскими народами лежит не через революцию и кровопролитие, а только через законотворчество.

Журнал "Татарстан" №7/2004

Rambler's Top100
Hosted by uCoz