История формирования общины
По переписи 1897 г.
лиц магометанского вероисповедания в г. Архангельске насчитывалось 35
(
1). На 1904г. магометан - татар проживало уже 355
человек -225 мужчин, 100 женщин, 30 детей (
2). В
1913 г. их число достигает 606 человек (
3). Архивные
документы не объясняют причины такого резкого роста татарского населения
в городе. По сведениям старожилов, массовое переселение в Архангельск
из Казанской губернии произошло вследствие голода 1899- 1901 гг., причем
в сам Архангельск переселялись члены одного рода, которые стали заниматься
торговлей, постепенно перетягивая родственников себе в помощники (
4).
Некоторые татары имели семьи в Казанской губернии, но, приживаясь в
Архангельске, перевозили жену и детей, призреваемых родственников (
5).
Татары, проживающие в рабочих поселках вокруг Архангельска и работавшие
на лесозаводах, были по мнению информатора, членами другого рода (
6).
Занятия поселенцев
|
С появлением в городе татар развилась так называемая "колониальная"
торговля: если раньше горожане закупали продовольственные товары оптом,
на ярмарках, то в татарских магазинах в любое время и в любом количестве
(даже, как говорили, "на копеечку") можно было купить чай
и сахар, конфеты и фрукты. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев:
считалось, что у них всегда товар качественный и "не обманут".
Подкупала и непременная вежливость продавцов (7).
В 1910 г. архангельский журналист пишет: "Представьте, почти
все колониальные магазины в десять лет очутились в руках отпрысков
монгольской расы: Фазлуллины, Хамидулины, и Ко, расписанные на вывесках
разными цветами, достойное украшение главной улицы в Архангельске..."
(8). Уже в 1902 г. по купеческим свидетельствам
торговали Мухаммед-Закир Ишемятов, владевший четырьмя магазинами (27),
и Зигант Фазуллин, владелец 6 магазинов (9). В
1913 г. татары-торговцы продолжали концентрировать в своих руках розничную
торговлю хлебно-бакалейными товарами и мануфактурой (10).
При нэпе первые магазины, которые открылись в городе, также принадлежали
татарам (
11).
Наиболее полные сведения о татарах, живших и работавших на лесозаводах
в пригородах Архангельска, были предоставлены в 1913 г. полицеймейстером
в ответ на запрос Министерства внутренних дел о "наблюдающемся
среди населявших империю магометан за последние годы усилении религиозного
национального движения". (Кстати, в ответе Губернатора говорится,
что "подобного среди населяющих Архангельскую губернию магометан
не замечалось".) На Маймаксанских лесозаводах проживало 85 татар,
из которых 79 были рабочие, а шестеро занимались торговлей (12).
В 1916 г. урядник сообщает, что "на заводах все татары забросили
работу и занимаются подпольной продажей напитков и изготовлением "хаджи"
(13).
Духовная жизнь общины
Архангельская мечеть существовала еще в XIX веке -
она была открыта ведомством для военнослужащих-мусульман с целью удовлетворения
их религиозных потребностей. Во главе мусульманской общины стоял имам,
избираемый общиной и утверждаемый военным ведомством. Первое известное
имя имама- Мансур Иммухаметов, рядовой 19 портовой роты, уволенный в
отставку и в связи с этим ушедший со своего поста в 1854 г. (14).
Татарская религиозная община в Архангельске подчинялась
Оренбургскому магометанскому духовному собранию в Уфе; в административном
отношении - Архангельской городской управе, а контролировалась Департаментом
духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел и Архангельским
губернским правлением (15). Имам вел метрические
книги на татарском и русском языках, причем на татарском - в двух экземплярах,
так как один посылался в Оренбургское духовное магометанское собрание
(15).
В 1903 г. татарская община обратилась к властям за
разрешением на постройку собственного здания мечети. К тому времени
община уже соответствовала предъявленным требованиям - в состоянии была
сама содержать свой храм и имела прихожан мужского пола более 200 человек.
Общине было выделено место площадью 690 кв. сажень за Новгородским проспектом,
между улицами Полицейской и Лютеранской. Предоставленный в Городскую
Думу чертеж будущей мечети не удовлетворил Епархиальное начальство:
по его мнению, мечеть должна была быть без минарета и других внешних
признаков, только с алтарем и куполом с полумесяцем. Магометанское общество
возразило - "Епархиальные власти не должны входить в рассмотрение
проектов магометанских мечетей. ...Даже в Москве мечеть с пятью минаретами!"
(16). Минарет был оставлен, и архангелогородцы вскоре
привыкли к тому, что "просыпались - мулла кричит" (17).
"5 июня в 10 часов утра состоялось давно ожидаемое
местными татарами-мусульманами торжество окончания вчерне постройки
мечети, сопровождавшееся поднятием на минарете полумесяца. Будущие прихожане
молитвенного дома собрались в числе около 200 человек, радостно приветствуя
тех единоверцев, которые главным образом содействовали осуществлению
общего желания построить собственный храм. Мечеть построена деревянная,
в два яруса, с двумя куполами, по размерам очень поместительная..."
(18).
При мечети был попечитель (торгующий крестьянин Казанской
губернии Шевильского уезда, Ново-Коваленской волости, д. Айдарово Сулейман
Мифтахутдинов), помощник попечителя (торгующий крестьянин Казанской
губернии Чебоксарского уезда, Богородской волости, д. Ангульдино Хакимзан
Мухаметзанов) - выбирались на трехлетний срок; на один год выбирались
4 сборщика денег для содержания мечети. Притч состоял из двух мулл,
один их которых был старшим (Абдуллазан Нураддинов Хамзин) (19).
В 1920 г. были собраны сведения о количестве мусульман,
проживающих в Архангельске, проведена перепись имущества магометанского
общества, составлены списки должностных лиц общины, принят Устав Архангельского
магометанского религиозного общества. Архангельским губисполкомом решался
вопрос об освобождении рабочих и служащих мусульман по случаю магометанского
праздника. В 1931 г. на заседании малого президиума Архангельского райсовета
решен вопрос об "изъятии помещения мечети из пользования Архангельской
мусульманской общиной и передаче его Клубу национальных меньшинств"
(20).
До конца 1970-х годов, пока живы были старики, хранители
традиций, архангельские татары по праздникам собирались в чьем-либо
доме; мужчины ходили на кладбище, женщины в это время готовили национальные
кушания. До сих пор в домах татар хранятся молитвенные коврики и Коран,
хотя читать его (арабская графика) практически никто уже не умеет (21).
Татарское кладбище в Архангельске сохранилось до сих
пор: для погребения магометан на городском Кузнечевском кладбище было
отведено специальное место (21).
Образование и просвещение
В 1908 г. татарская община обращается в Министерство народного образования
и к директору народных училищ в Архангельске с просьбой открыть начальную
конфессиональную школу для обучения "детей обоего пола закону
магометанской веры, татарскому чтению и письму". Была открыта
новометодная мектебе с преподаванием общеобразовательных предметов,
с тем, чтобы некоторые из татарских детей могли продолжить свое образование
в городских гимназиях. В школе было 45 учеников и один учитель (Абдуллазян
Хамзин, имевший диплом от Оренбургского духовного правления на право
быть преподавателем и муллой). Школа содержалась исключительно на
средства общины и размещалась в доме купца Мерзлютина на углу Петербургского
проспекта и Пинежской улицы (22). В годы Первой
мировой войны здание было занято под военный лазарет.
До середины 1930-х годов в Архангельске была татарская школа с 7-летним
образованием; обучение велось на татарском языке, все учителя, кроме
учительницы русского языка, были татарами. После закрытия школы они
ухали в Казань и Астрахань.
Бывшие ученики вспоминают, что в школе была хорошая сцена, дети
занимались музыкальной и театральной самодеятельностью (23).
В 1924 г. вопрос о создании в городе клуба мусульман решался на
общем собрании мусульманской общины (24).
В начале века при общине существовали благотворительное и просветительское
общества (25). После Февральской революции и особенно
в начале 1920-х годов общественная деятельность архангельских татар
активизировалась.
Быт архангельских татар
Можно сказать, он почти не отличался от быта Архангельских мещан:
типовые дома (кстати, татары их не строили, а покупали у архангелогородцев;
единственное отличие - делалась пристройка или отдельный ход для торговой
лавки), типовая мебель. В доме имелись предметы религиозного культа.
Интересно, что некоторые хозяева, например, Володин, в качестве награды
давали своим работникам татарам медные кумганы с дарственной надписью.
Отличие в одежде было прежде всего в головных уборах, а также в покрое
женских платьев. Дома говорили только по-татарски, в городе даже между
собой только по-русски - из уважения к местному населению. Со стороны
русских - и обывателей, и властей, - к татарам так же было очень доброжелательное
отношение.
В качестве примера можно привести заседание Городской управы по
вопросу о конебойнях: "Апрель 1904г. Магометанское население
в г. Архангельске, питающееся преимущественно кониной, с каждым годом
увеличивается. Но нет мест для убоя лошадей на мясо, не существует
официальной торговли лошадиными мясными продуктами". Ежегодно
на мясо в городе забивалось до 500 голов. Занимались этим исключительно
пензенские татары, специально приезжавшие сюда зимой и скупающие на
убой в деревнях Архангельского уезда непригодных для работ лошадей.
Мясо развозилось по домам потребителей, часть мяса отправлялась в
другие губернии, а волос и шкуры продавали местным кожевенникам. Городская
управа отвела под конебойню специально оборудованное место, а конину
разрешила продавать в лавке с соответствующей вывеской (26).
В настоящее время, несмотря на большое количество представителей татарской
национальности в городе, в том числе и потомков первых архангельских
татар, никакой организации не существует. Со смертью стариков прекратились
и бытовые собрания. Татарская община в Архангельске ныне практически
утратила свою самобытность.
Примечания:
1. "Справочник по Архангельскому городскому управлению", Архангельск,
1910.
2. ГААО, ф. 7, оп. 1, Д. 743.
3. ГААО, ф. 4, оп. 16, т. 1, д. 4018.
4. Устная информация Закировой М. (1899 - 1993).
5. ГААО, ф. 4, оп. 10, т. 1, д. 632.
6. ГААО, Ф. 4, Устная информация Закировой М. (1899 - 1993).
7. Устная информация Шульгиной Н.Д. , 1903 г. р.
8. Шергин И.А. В дебрях Севера. Пг, 1910, л. 16 - 17.
9. ГААО, ф. 4, оп. 10, т. 1, д. 632.
10. Справочная коммерческая книжка Архангельской губернии. 1915.
11. Устная информация Фохт Г.Г. , 1912 г. р.
12. ГААО, ф. 7, т. 1, д. 743.
13. Газета "Северное утро", 1916, N 123.
14. ГААО, ф. 50, оп. 6 (предисловие к описи).
15. Там же.
15. ГААО, ф. 4, оп. 10, т. 1, д. 632.
16. Там же.
17. Устная информация Шульгиной Н.Д. , 1903 г. р.
18. Газета "Арх. губернские ведомости", 1905 г , N 125.
19. ГААО, ф. 4, оп. 15, т. 1, д. 2162, л. 31; ф. 37, оп. 1, д. 4041,
л. 222.
20. ГААО, ф. 50, оп. 6 (предисловие к описи).
21. ГААО, ф. 14, оп. 1, д. 738, л. 1.
22. ГААО, ф. 4, оп. 15, т. 1, д. 2167.
23. Устная информация Никитиной З.Б. , 1922 г. р.
24. ГААО, ф. 50, оп. 6 (предисловие к описи).
25. ГААО, ф. 4, оп. 16, т. 1, д. 4039.
26. ГААО, ф. 7, оп. 1, д. 743.
27. Ишемятов Мухаммед-Закир, казанский татарин, из крестьян, торговец,
гласный Арх. Гор. Думы в Арх-ске - в 1885 г.
Татьяна ТРОШИНА, старший научный сотрудник
Архангельского областного краеведческого музея
также читайте статью Александра Кулеева
Северные мусульмане - Выживет ли татарская
община Архангельска? .