В Архангельске, как и
в других крупных городах страны, проживает немало татар: сегодня их
насчитывается до девяти тысяч человек большинство современных архангельских
татар - специалисты, прибывшие сюда по распределению, либо потомки приехавших
сюда - по собственному желанию или в качестве высланных - казанских
татар в 20-30-е годы. В последнее время, после распада СССР, увеличился
приток татар - беженцев из стран ближнего зарубежья. Однако первая волна
миграции татар пришлась на рубеж XX века.
Немало татар служили в Архангельском гарнизоне: военным
ведомством для них была даже устроена небольшая мечеть в приспособленном
помещении, а муллой назначался наиболее грамотный из мусульман-военнослужащих.
В начале XX века татар в Архангельске насчитывалось уже несколько сотен.
Сами они связывали свое массовое переселение на север голодом, разразившимся
в Поволжье в конце. XIX века.
Стараясь спасти от голодной смерти своих родственников,
татары, сумевшие устроиться в Архангельске, перевозят сюда сначала свои
семьи, а затем - молодых родственников, способных помочь им в торговле.
Дело в том, что в городе в те годы практически отсутствовала розничная
торговля. Приезжие татары начали открывать в Архангельске так называемые
"колониальные магазины", в которых можно было купить в небольшом
количестве различные продукты: кулечек конфет, хлеб, полфунта сахару,
осьмушку чаю, а также невиданные доселе фрукты - лимоны, мандарины,
апельсины - и дешево! Яркие, по-восточному вычурные вывески татарских
магазинов стали украшать не только окраины, но и центральные улицы города.
Местные жители быстро полюбили татарские магазины. Татарская торговля
в Архангельске быстро развивалась. И вскоре на окраине города появилась
целая татарская слобода. Дома татар не отличались от обычных мещанских
жилищ, но за высокими заборами существовал совершенно иной, чуждый русскому
населению города, мир: женщины, которых горожане почти никогда не видели
на улицах, ходили в национальных платьях, почтительно стояли в присутствии
мужчин, прикрывая рот уголком шали, как бы боясь, что с их уст сорвется
пустое слово... Мужчины, в обычной жизни почти ничем не отличавшиеся
от русских, дома переодевались в цветастые халаты, надевали на головы
вычурно украшенные тюбетейки.
Разросшаяся татарская община обращается к архангельскому
губернатору с просьбой об открытии мечети, и в 1905 году на Лютеранской
улице (современная улица Карла Маркса) было воздвигнуто деревянное здание
мечети. Впоследствии она разделила участь православных храмов города.
В 1931 году ее закрыли, а здание передали под Клуб мусульман, при этом
оно было лишено атрибутов храма - полумесяца и минарета. Далее здесь
располагались различные учреждения. При мечети имелась небольшая начальная
школа - "новометодная мектебе".
После закрытия мечети средоточием татарской культуры
в городе стала национальная общеобразовательная школа, в которой активно
развивалась музыкальная и театральная самодеятельность. Татарская школа
прекратила свое существование в конце 1930-х годов. Это было время,
когда по всей стране постепенно происходило нивелирование национальных
особенностей и формирование "новой исторической общности".
Хранителями национальных традиций в татарских семьях выступали старики.
В Архангельске существует и мусульманское кладбище в Кузнечихе.
Молодежь же живет своей жизнью, и почти ничего не
связывает ее с культурой и обычаями предков. Татарские имена для удобства
общения заменяются на русские; в результате смешанных браков исчезают
старые фамилии; хорошо, если хранятся в семьях как реликвии старинные
бабушкины украшения или дедушкина тюбетейка и Коран.
Может ли возродиться культура архангельских татар?
Возможно, приостановить их полное растворение в языковой и культурной
среде Северной России удастся новому просветительскому обществу - татарской
национально-культурной автономии?..
Также читайте статью Татарская
община в Архангельске. (вторая половина XIX - первая половина XX
вв.)