Главная страница > Татарский мир > Диаспора

Диаспора\Татарский мир\Tatarica
04.12.2003
Сагит ХАЙРИ, Азат АХУНОВ \ восточный экспресс, №1 (102), 10.01.2003г.

ПЕПЕЛ В СЕРДЦЕ
Эксклюзивное интервью лидера татарской эмиграции Али Акыша

 

Али Акыш - легенда татарской эмиграции. Он - больше, чем знаковая фигура национального движения. Воспитанник и преемник Гаяза Исхаки, почетный председатель Всемирной татарской лиги, "матерый враг народа", по определению ЦК КПСС. Он давно уже стал для многих человеком-легендой. Его именем в Челнах названа гимназия. 14 января у патриарха национального движения юбилей - ему исполняется 85 лет. Сейчас он живет в Анкаре, где и было взято это интервью специально для "Восточного экспресса".

- Али эфенди, когда и как образовалась Всемирная татарская лига? Кто был ее организатором? С какой цепью она была создана?

- Всемирная татарская лига была создана Гаязом Исхаки в 1928 году. В то время она называлась комитетом независимости "Идель - Урал", затем получила имя "Милли Меркез" ("Национальный центр").

В 1991 году эту организацию мы переименовали во Всемирную татарскую лигу. Тогда же покойный председатель ТОЦ Марат Мулюков, живущий в Австралии Сагит Садри, татарский писатель Мухаммат Магдиев и несколько представителей молодежи провели малый курултай ТОЦ, на котором председателем Лиги единогласно был избран я.

Лигу мы создали для того, чтобы мировая общественность, ООН .узнали о стремлении татар к независимости, К сожалению, это очень обеспокоило Москву. В "Комсомольской правде" по поводу моей поездки в Татарстан была опубликована статья, автор которой написал, что председатель Всемирной татарской лиги Али Акыш во время пребывания в Турции "сотрудничал с нашим врагом - НАТО", после этого также в Германии работал на "недружественном нам радио "Свобода".

- Кстати, ощущали ли Вы себя врагом СССР?

- В течение 25 лет - с 1964 по 1989 год - в ЦК КПСС меня считали врагом народа. Все это время в "черном списке" после Гаяза Исхаки, Султан-Галеева и профессора Давлетшина четвертым или пятым врагом был я.

- Говорят, Вы тесно сотрудничали с Исхаки?

- Я познакомился с ним в 1934 году. Но в то время я еще был 16-летним учеником гимназии, и никакой идейной связи с Исхаки у меня не было. По-настоящему вместе мы стали работать в октябре 1938 года в Варшаве. Наше сотрудничество продолжалось беспрерывно до 1954 года. Даже если мы географически находились далеко друг от друга, то наша духовная связь сохранялась всегда. В 1954 году, за три дня до своей смерти, Исхаки назвал меня своим преемником, возложив на меня роль лидера татарской эмиграции. Уже 48 лет я делаю все для своего народа, насколько позволяют мне мои силы. Безусловно, Исхаки оставил самый большой след в моей жизни. Он на меня оказал влияние не только как национальный лидер, но и как писатель. Его драма "Зулейха" до сих пор является символом борьбы с русификацией. Это произведение достойно экранизации, и я верю, что оно может вызвать резонанс во всем мире.

Большое влияние на меня оказал и Садри Максуди. Он и Исхаки - представители одной эпохи, но между ними есть большая разница, особенно в политических взглядах. В 1905 -1917 годах, когда в России организовывались партии по европейскому образцу, Исхаки выбрал направление социал-революционеров (эсеров). Но его обращение в социализм не было самоцелью, его целью было служение народу. А социалистические партии защищали интересы рабочих, крестьян и интеллигенции. И вначале он преуспел в этом деле. Он не только создал татарское отделение партии эсеров, он наладил связи с прибалтийскими, украинскими эсерскими организациями.

А Садри Максуди избрал для себя образцом либерально-буржуазные партии и работал вместе с конституционными демократами (кадетами). И несмотря на различия во взглядах, дружба между двумя лидерами продолжалась всю оставшуюся жизнь. Лучшим другом и доверенным лицом Гаяза Исхаки остался Садри Максуди.

И сегодня молодое поколение, борющееся с остатками российского империализма, должно брать пример с этих людей.

- Есть ли сегодня лидеры у татарского народа, равновеликие тем именам, которые Вы назвали?

- Сегодня я, к сожалению, не вижу таких лидеров ни в Татарстане, ни за рубежом. Все надежды я возлагаю на молодое поколение. В частности, на тех татарстанских ребят, которые получили высшее образование в Турции. С некоторыми из них я часто встречаюсь и верю, что они продолжат мое дело.

В современных условиях былое понятие о независимости осталось в истории. Сегодня борьба за независимость ведется не с ружьем в руках, а с помощью знаний, дипломатических методов. В последние годы образовался Евросоюз, в который вошли бывшие враги -французы, англичане, немцы. Нам следует брать с них пример. Самое большое мое желание, чтобы татары и русские жили вместе, сохраняя свои политико-экономические особенности, и жили в дружбе. Надеюсь, скоро и русские, приняв это, начнут воспринимать татар как равноправных партнеров и уважать их интересы.

- Что Вы думаете об организации немцами татарских батальонов во время Второй мировой войны?

- Если говорить объективно, то Гитлер, создавая такие подразделения, вряд ли желал независимости для татар. Он был расист и смотрел на тюрок, как на людей второго сорта, и не мог желать их подъема. Он создавал эти батальоны в качестве инструмента, который будет служить немецкому милитаризму. Между Гитлером и Сталиным, советским и немецким империализмом, нет большой разницы.

- Вы много лет проработали в татаро-башкирской редакции радио "Свобода" ("Азатлык"). На самом ли деле она была создана в интересах татарского народа или же США, организуя ее, преследовали только свои интересы?

- Как Гитлер не был искренним в своем стремлении помочь татарам обрести свободу, так и американцы, создавая радио, думали только о борьбе с коммунизмом. Когда Исхаки в апреле 1953 года по приглашению госдепартамента приехал в Мюнхен для переговоров с американцами по поводу сотрудничества, ему не удалось достичь согласия, так как у татар и США не было обшей цели, и между ними пролегала глубокая пропасть. Не договорившись, Исхаки и его соратники вернулись в Турцию.

Но татарская редакция радио "Свобода" все же была создана. Ее укомплектовали людьми, попавшими за границу после Первой мировой войны:

бывшими военнопленными, попавшими в татарские легионы, интеллигенцией. Все эти люди не могли вернуться на родину, так как это грозило им репрессиями. Им приходилось выполнять то, что говорили американцы.

- И вам тоже? Ведь Вы очень долго проработали на радио "Свобода".

- Когда Исхаки вел переговоры с госдепом США в Мюнхене, он порекомендовал для работы на радио двух татар, проживавших в Турции. Одним из них был я. Но американцы отклонили мою кандидатуру, так как мои требования о национальной независимости для татар не входили в их планы. Но в 1966 году они все же сами пригласили меня. Причина была в том, что советский империализм проник на американский континент, произошел карибский кризис. И тогда Америка стала придавать большое значение национальным проблемам в СССР. Так в 1966 - 1967 годах кроме татарской редакции возникли туркестанская, азербайджанская, северокавказская и крымско-татарская редакции.

Но тогда начался израильско-палестинский конфликт. Америка из-за сильного израильского лобби перестала смотреть на события на Ближнем Востоке объективно. И это вызвало у всех нас, кто обладал четким национальным самосознанием, отрицательную реакцию, Затем в 1979 году Советский Союз вторгся в Афганистан. Америка встала на защиту Афганистана. Но при этом США проводили политику двойных стандартов: афганских моджахедов они считали борцами за независимость, а борцов за независимость Палестины рассматривали как террористов.

Я не мог согласиться с этим и всех - палестинцев и афганцев - называл в наших передачах моджахедами. После этого один американский чиновник заявил мне: "Не забывайте, где вы работаете, вы должны придерживаться нашей линии". Я ему ответил: "Да, деньги на радио даете вы, но не забывайте, что объективность требует назвать и тех и других одинаково -или террористами или моджахедами". После этого выговора я прекратил писать на эти темы, потому что не хотел менять свои принципы.

- Каково сейчас, на Ваш взгляд, отношение Запада к проблемам татар?

НАША СПРАВКА
Али АКЫШ родился 14 января 1918 года в Маньчжурии в семье эмигрантов. Обучался в каирском университете "Аль-Азхар", Стамбульском университете. В 1934 году Акыш побывал на лекциях Гаяза Исхаки, которые он читал во время своего пребывания в Китае. С тех пор Акыш стал соратником Исхаки, и классик татарской литературы позже писал, что Акыш - самый верный его помощник. В 1954 -1956 и 1958 -1966 годах Акыш работал переводчиком в бюро связи НАТО при турецком генштабе. В 1966 -1983 годах он был диктором и продюсером татаро-башкирской редакции радио "Азатлык" ("Свобода"), а также публиковал статьи в газетах и журналах, выступал на международных конференциях, отстаивая идею создания татаро-башкирской республики. С конца 80-х и до 1997 года Акыш возглавлял Всемирную татарскую лигу.

- Холодная война закончилась. Даже, несмотря на неблагоприятное географическое положение, Татарстан в 90-е годы достиг независимости на 65 процентов. Америка поначалу выражала свое положительное отношение к этому процессу. Но в 1994 году связи между Россией и Америкой стали укрепляться. По моему мнению, причина дружбы двух супердержав кроется в "желтой" опасности: китайский империализм представляет угрозу для Средней Азии, Дальнего Востока России.

Америка на этом фоне охладела к национальным проблемам в России, в результате Москва стала оказывать давление на татарское национальное движение. После этого в нем наметился спад. Правительство Татарстана подчинилось тяжелым условиям Москвы, выступило против татарской оппозиции.

- В Набережных Челнах работает татарская гимназия имени Али Акыша. Как Вы относитесь к этому?

- Это, в первую очередь, инициатива ТОЦ. А во-вторых, бывшего главы администрации Челнов Алтынбаева Это событие еще больше укрепило мои надежды на национальное возрождение.

- Правда ли, что Вы из своих собственных денег выплачиваете стипендию нескольким студентам-татарам?

- В студенческие годы я испытал много трудностей, и теперь мне хочется помочь молодым студентам. Можете считать выплату стипендии моим хобби. Я от этого получаю большое удовольствие.

- Какое впечатление у Вас оставила первая поездка в Татарстан?

- Ранее я получал информацию о республике из книг, СМИ от старшего поколения, печати или же от людей, прибывших из-за рубежа. Приехав в 1991 году в Казань, впервые увидел реальность. Первым меня пригласил ТОЦ. И я в качестве подарка от татарской эмиграции передал ему компьютер. Я увидел, что пробуждение татар происходит в два-три раза быстрее, чем ожидал, несмотря на все попытки ассимиляции, уничтожения религии и языка попытки заставить забыть свою историю. И это меня обнадежило. Я верю, что татарский народ будет жить и развиваться.

- Мы слышали, что Вы не давно передали свой личный архив Татарстану.

- Этот архив я передал с надеждой, что он послужит для изучения истории нашей национальной борьбы. 18 ящиков документами увезли в Казан из Мюнхена Искандер Гилязов Ильдус Садыков, когда я переезжал из Германии в Турцию.

- Почему Вы не приехали на III Всемирный конгресс татар?

- Я был на двух предыдущих курултаях и активно участвовал в их работе. Был приглашен на третий конгресс, но, к сожалению, мое здоровье пошатнулось. Очень переживаю, что не смог приехать. Но мое сердце до конца будет биться для Татарстана.

Сагит ХАЙРИ, Азат АХУНОВ
Анкара - Казань

 

Hosted by uCoz