Али
Акыш - легенда татарской эмиграции. Он - больше, чем знаковая фигура
национального движения. Воспитанник и преемник Гаяза Исхаки, почетный
председатель Всемирной татарской лиги, "матерый враг народа",
по определению ЦК КПСС. Он давно уже стал для многих человеком-легендой.
Его именем в Челнах названа гимназия. 14 января у патриарха национального
движения юбилей - ему исполняется 85 лет. Сейчас он живет в Анкаре,
где и было взято это интервью специально для "Восточного экспресса".
- Али эфенди, когда и как образовалась Всемирная
татарская лига? Кто был ее организатором? С какой цепью она была создана?
- Всемирная татарская лига была создана Гаязом Исхаки
в 1928 году. В то время она называлась комитетом независимости "Идель
- Урал", затем получила имя "Милли Меркез" ("Национальный
центр").
В 1991 году эту организацию мы переименовали во Всемирную
татарскую лигу. Тогда же покойный председатель ТОЦ Марат Мулюков, живущий
в Австралии Сагит Садри, татарский писатель Мухаммат Магдиев и несколько
представителей молодежи провели малый курултай ТОЦ, на котором председателем
Лиги единогласно был избран я.
Лигу мы создали для того, чтобы мировая общественность,
ООН .узнали о стремлении татар к независимости, К сожалению, это очень
обеспокоило Москву. В "Комсомольской правде" по поводу моей
поездки в Татарстан была опубликована статья, автор которой написал,
что председатель Всемирной татарской лиги Али Акыш во время пребывания
в Турции "сотрудничал с нашим врагом - НАТО", после этого
также в Германии работал на "недружественном нам радио "Свобода".
- Кстати, ощущали ли Вы себя врагом СССР?
- В течение 25 лет - с 1964 по 1989 год - в ЦК КПСС
меня считали врагом народа. Все это время в "черном списке"
после Гаяза Исхаки, Султан-Галеева и профессора Давлетшина четвертым
или пятым врагом был я.
- Говорят, Вы тесно сотрудничали с Исхаки?
- Я познакомился с ним в 1934 году. Но в то время
я еще был 16-летним учеником гимназии, и никакой идейной связи с Исхаки
у меня не было. По-настоящему вместе мы стали работать в октябре 1938
года в Варшаве. Наше сотрудничество продолжалось беспрерывно до 1954
года. Даже если мы географически находились далеко друг от друга, то
наша духовная связь сохранялась всегда. В 1954 году, за три дня до своей
смерти, Исхаки назвал меня своим преемником, возложив на меня роль лидера
татарской эмиграции. Уже 48 лет я делаю все для своего народа, насколько
позволяют мне мои силы. Безусловно, Исхаки оставил самый большой след
в моей жизни. Он на меня оказал влияние не только как национальный лидер,
но и как писатель. Его драма "Зулейха" до сих пор является
символом борьбы с русификацией. Это произведение достойно экранизации,
и я верю, что оно может вызвать резонанс во всем мире.
Большое влияние на меня оказал и Садри Максуди. Он
и Исхаки - представители одной эпохи, но между ними есть большая разница,
особенно в политических взглядах. В 1905 -1917 годах, когда в России
организовывались партии по европейскому образцу, Исхаки выбрал направление
социал-революционеров (эсеров). Но его обращение в социализм не было
самоцелью, его целью было служение народу. А социалистические партии
защищали интересы рабочих, крестьян и интеллигенции. И вначале он преуспел
в этом деле. Он не только создал татарское отделение партии эсеров,
он наладил связи с прибалтийскими, украинскими эсерскими организациями.
А Садри Максуди избрал для себя образцом либерально-буржуазные
партии и работал вместе с конституционными демократами (кадетами). И
несмотря на различия во взглядах, дружба между двумя лидерами продолжалась
всю оставшуюся жизнь. Лучшим другом и доверенным лицом Гаяза Исхаки
остался Садри Максуди.
И сегодня молодое поколение, борющееся с остатками
российского империализма, должно брать пример с этих людей.
- Есть ли сегодня лидеры у татарского народа, равновеликие
тем именам, которые Вы назвали?
- Сегодня я, к сожалению, не вижу таких лидеров ни
в Татарстане, ни за рубежом. Все надежды я возлагаю на молодое поколение.
В частности, на тех татарстанских ребят, которые получили высшее образование
в Турции. С некоторыми из них я часто встречаюсь и верю, что они продолжат
мое дело.
В современных условиях былое понятие о независимости
осталось в истории. Сегодня борьба за независимость ведется не с ружьем
в руках, а с помощью знаний, дипломатических методов. В последние годы
образовался Евросоюз, в который вошли бывшие враги -французы, англичане,
немцы. Нам следует брать с них пример. Самое большое мое желание, чтобы
татары и русские жили вместе, сохраняя свои политико-экономические особенности,
и жили в дружбе. Надеюсь, скоро и русские, приняв это, начнут воспринимать
татар как равноправных партнеров и уважать их интересы.
- Что Вы думаете об организации немцами татарских
батальонов во время Второй мировой войны?
- Если говорить объективно, то Гитлер, создавая такие
подразделения, вряд ли желал независимости для татар. Он был расист
и смотрел на тюрок, как на людей второго сорта, и не мог желать их подъема.
Он создавал эти батальоны в качестве инструмента, который будет служить
немецкому милитаризму. Между Гитлером и Сталиным, советским и немецким
империализмом, нет большой разницы.
- Вы много лет проработали в татаро-башкирской редакции
радио "Свобода" ("Азатлык"). На самом ли деле она
была создана в интересах татарского народа или же США, организуя ее,
преследовали только свои интересы?
- Как Гитлер не был искренним в своем стремлении помочь
татарам обрести свободу, так и американцы, создавая радио, думали только
о борьбе с коммунизмом. Когда Исхаки в апреле 1953 года по приглашению
госдепартамента приехал в Мюнхен для переговоров с американцами по поводу
сотрудничества, ему не удалось достичь согласия, так как у татар и США
не было обшей цели, и между ними пролегала глубокая пропасть. Не договорившись,
Исхаки и его соратники вернулись в Турцию.
Но татарская редакция радио "Свобода" все
же была создана. Ее укомплектовали людьми, попавшими за границу после
Первой мировой войны:
бывшими военнопленными, попавшими в татарские легионы,
интеллигенцией. Все эти люди не могли вернуться на родину, так как это
грозило им репрессиями. Им приходилось выполнять то, что говорили американцы.
- И вам тоже? Ведь Вы очень долго проработали на
радио "Свобода".
- Когда Исхаки вел переговоры с госдепом США в Мюнхене,
он порекомендовал для работы на радио двух татар, проживавших в Турции.
Одним из них был я. Но американцы отклонили мою кандидатуру, так как
мои требования о национальной независимости для татар не входили в их
планы. Но в 1966 году они все же сами пригласили меня. Причина была
в том, что советский империализм проник на американский континент, произошел
карибский кризис. И тогда Америка стала придавать большое значение национальным
проблемам в СССР. Так в 1966 - 1967 годах кроме татарской редакции возникли
туркестанская, азербайджанская, северокавказская и крымско-татарская
редакции.
Но тогда начался израильско-палестинский конфликт.
Америка из-за сильного израильского лобби перестала смотреть на события
на Ближнем Востоке объективно. И это вызвало у всех нас, кто обладал
четким национальным самосознанием, отрицательную реакцию, Затем в 1979
году Советский Союз вторгся в Афганистан. Америка встала на защиту Афганистана.
Но при этом США проводили политику двойных стандартов: афганских моджахедов
они считали борцами за независимость, а борцов за независимость Палестины
рассматривали как террористов.
Я не мог согласиться с этим и всех - палестинцев и
афганцев - называл в наших передачах моджахедами. После этого один американский
чиновник заявил мне: "Не забывайте, где вы работаете, вы должны
придерживаться нашей линии". Я ему ответил: "Да, деньги на
радио даете вы, но не забывайте, что объективность требует назвать и
тех и других одинаково -или террористами или моджахедами". После
этого выговора я прекратил писать на эти темы, потому что не хотел менять
свои принципы.
- Каково сейчас, на Ваш взгляд, отношение Запада
к проблемам татар?
- Холодная война закончилась. Даже, несмотря на неблагоприятное
географическое положение, Татарстан в 90-е годы достиг независимости
на 65 процентов. Америка поначалу выражала свое положительное отношение
к этому процессу. Но в 1994 году связи между Россией и Америкой стали
укрепляться. По моему мнению, причина дружбы двух супердержав кроется
в "желтой" опасности: китайский империализм представляет угрозу
для Средней Азии, Дальнего Востока России.
Америка на этом фоне охладела к национальным проблемам
в России, в результате Москва стала оказывать давление на татарское
национальное движение. После этого в нем наметился спад. Правительство
Татарстана подчинилось тяжелым условиям Москвы, выступило против татарской
оппозиции.
- В Набережных Челнах работает татарская гимназия
имени Али Акыша. Как Вы относитесь к этому?
- Это, в первую очередь, инициатива ТОЦ. А во-вторых,
бывшего главы администрации Челнов Алтынбаева Это событие еще больше
укрепило мои надежды на национальное возрождение.
- Правда ли, что Вы из своих собственных денег выплачиваете
стипендию нескольким студентам-татарам?
- В студенческие годы я испытал много трудностей,
и теперь мне хочется помочь молодым студентам. Можете считать выплату
стипендии моим хобби. Я от этого получаю большое удовольствие.
- Какое впечатление у Вас оставила первая поездка
в Татарстан?
- Ранее я получал информацию о республике из книг,
СМИ от старшего поколения, печати или же от людей, прибывших из-за рубежа.
Приехав в 1991 году в Казань, впервые увидел реальность. Первым меня
пригласил ТОЦ. И я в качестве подарка от татарской эмиграции передал
ему компьютер. Я увидел, что пробуждение татар происходит в два-три
раза быстрее, чем ожидал, несмотря на все попытки ассимиляции, уничтожения
религии и языка попытки заставить забыть свою историю. И это меня обнадежило.
Я верю, что татарский народ будет жить и развиваться.
- Мы слышали, что Вы не давно
передали свой личный архив Татарстану.
- Этот архив я передал с надеждой, что он послужит
для изучения истории нашей национальной борьбы. 18 ящиков документами
увезли в Казан из Мюнхена Искандер Гилязов Ильдус Садыков, когда я переезжал
из Германии в Турцию.
- Почему Вы не приехали на III Всемирный конгресс
татар?
- Я был на двух предыдущих курултаях и активно участвовал
в их работе. Был приглашен на третий конгресс, но, к сожалению, мое
здоровье пошатнулось. Очень переживаю, что не смог приехать. Но мое
сердце до конца будет биться для Татарстана.
Сагит ХАЙРИ, Азат АХУНОВ
Анкара - Казань