В этом номере предлагаем следующие материалы:
- Во главе уйгурского восстания стоял татарин.
- Юлдуз Халиуллин о татарской дипломатии, истории и тюркизме .
- Голос Турции на татарском языке
Во главе уйгурского восстания стоял татарин
У каждого восточного народа есть свой гостевой кодекс. В Средней Азии чай принято
подавать в пиалах, и по тому, как налит чай, можно судить об уважении к гостю.
Если пиала наполнена доверху, то это намек гостю, что он здесь лишний - "эта
пиала -твоя норма, допивай ее и свободен". В доме Фарита Муслимова чай
подали в пиале, наполненной наполовину. Это означает: предстоит долгий разговор.
Эта семья интересна, прежде всего, Фатыхом Муслимовым, которого профессор-историк
КГУ Миркасым Усманов считает "неизвестным героем татарского народа".
Муслимовы переехали из Казахстана в Казань в 1998 году. Основатель рода - Маннаф
происходил из Касимова и был "служилым татарином", казаком. Его сын
Муслим, пройдя через многие испытания, основал село Имантау ("Гора веры")
недалеко от Кокчетава в Казахстане, где стал имамом. Один из родственников Фарит
эфенди продолжил дело предков - служил в казачьих войсках Российской империи
и участвовал в знаменитом эрзерумском рейде по турецким тылам в Первую мировую
войну.
Дед Фарит абый был муллой и, как положено мусульманину, имел большую семью -
пятеро детей. После смерти главы семейства Муслимовы перебираются в Китай. Вдова,
чтобы прокормить пять ртов, работает на всех черных работах. Единственный сын
Фатых окончил в Кульдже в татарской школе 4 класса, но так как особой тягой
к знаниям не отличался, то мать отдала сына в подмастерья к богатому уйгуру.
Но тот, вместо того чтобы учить парня ремеслу, держал его подпаском. Через год
мать увидела грязного, оборванного, завшивевшего сына и забрала. У богатых татар
Фатых стал приказчиком, возил из СССР промышленные товары в обмен на скот. После
закрытия советской границы занялся контрабандой и перегонял скот через границу.
- Помню, - говорит Фарит Муслимов, - еще в 1955 году в Китае за старые
вилы давали двух баранов.
Но контрабанда, как известно, дело небезопасное - во время одной из таких поездок
был убит тесть Фатыха.
В 1925 году во время незаконного перехода границы Фатыха задержали советские
пограничники. Тогда полковник НКВД татарин Касым Чанышев (судьба полковника
Чанышева впоследствии закончилась трагически, его сбросили с поезда) предложил
19-летнему юноше стать советским резидентом в Китае. С этого времени советско-китайская
граница для Муслимова была открыта.
После неудачных попыток экспорта революции в Европу советские идеологи решили
попытать счастья в китайских степях. В 1934 - 1936 годах советские агенты готовили
уйгурское восстание, но заговор был раскрыт, а лидеры уничтожены. Тогда НКВД
сделал ставку на Фатыха Муслимова. Чтобы проверить способности Муслимова, ему
было поручено за две недели пригнать в СССР две тысячи лошадей, с чем он без
труда справился. Муслимов с семьей сначала жил в Кульдже, затем переехал за
город. По словам Фарита эфенди, на дачу Муслимовых часто приезжали люди из советского
консульства, а для отвода глаз во все свои поездки отец брал с собой сына.
Фатыху Муслимову было приказано создать в горах отряды, в которые следовало
вербовать социально опасные элементы - бандитов, воров, конокрадов, контрабандистов.
За несколько дней до начала восстания китайцам стало известно о планах повстанцев.
За Муслимовым из советского консульства пришла машина, его спрятали под сиденьем
и переправили в Алма-Ату. Но семья разведчика попала в руки китайцев. Муслимову
было предложено сдаться, в противном случае грозили расстрелять его семью.
- Для нас уже были вырыты могилы. Но за день до казни, выполняя приказ отца,
нас освободил отряд Гани Батыра, сейчас уйгурского национального героя.
В докладной записке Берии Сталину говорилось, что "23 сентября 1944 года
мусульманское население Нилхинского уезда провинции Синьцзян восстало против
местной китайской администрации, разгромило войсковой отряд в триста человек
и 7 октября заняло уездный центр Нилхэ. При этом активно проявил себя агент
НКВД-НКГБ". Фамилия агента до сих пор не подлежит рассекречиванию. Из Союза
на помощь к восставшим прибыли военные советники, пять конных отрядов численностью
590 человек из бывших жителей Синьцзяна и из народностей Средней Азии. Была
образована Восточно-Туркестанская республика.
Но после победы Мао Сталин сдал своих вчерашних союзников. Руководители Восточно-Туркестанской
республики - Ахметджан Касими, генерал Исхакбек Мононоп и Далилькан Сугурбай
"погибли в авиационной катастрофе" (скорее всего, были ликвидированы
на Лубянке). Восточно-Туркестанская республика, как когда-то штат Идель-Урал,
самораспустилась, ее воинские части расформированы, а оставшиеся в живых активисты
и государственные деятели были отправлены на "исправление" и "перевоспитание"
в китайские концлагеря. В их, числе был и Фатых Муслимов. Только поднятие целины
помогло Муслимовым и сотням других татарских семей выехать из Китая в СССР.
Вскоре в 1957 -1958 годах, когда отношения между Китаем и СССР обострились,
Муслимовых - отца и сына - вызвали в отдел МГБ. Девятнадцатилетнему Фариту было
предложено продолжить дело отца, возглавив новое уйгурское восстание. Отец посоветовал
сыну не браться за это дело... Фатых Муслимов стал почетным пенсионером КГБ,
по приказу партии обзавелся новой семьей и должен был стать героем другого братского
народа - казахского.
Сами уйгуры нечасто вспоминают о Муслимове. Правда, на сайтах уйгурских оппозиционных
Китаю национальных организаций есть фотографии, посвященные Восточно-Туркестанской
республике (ВТР), среди которых строка с фамилией Муслимова и пометкой "армия
ВТР", но самой фотографии нет.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
P.S. Землячества среди татар давно стали общепринятой традицией. Своеобразным
центром притяжения китайских и среднеазиатских татар в Казани стал дом Муслимовых.
Когда недавно приезжала делегация татар из Китая и Казахстана (о чем писала
наша газета), они останавливались в доме у Муслимовых. И на этот раз здесь гостила
семья Абдалиловых из Казахстана. Глава семейства подполковник в отставке Рустем
эфенди долгое время работал в МВД Казахстана начальником отдела по физической
и профессиональной подготовке. Сами Абдалиловы также родом из Китая, куда выехали
из Тюмени и Семипалатинска во время голода 30-х годов, а на родину вернулись,
породнившись с Муслимовыми. С развалом Союза в 1991 году Рустем Абдалилов организует
Федерацию рукопашного боя Республики Казахстан. По стезе Абдалилова-старшего
пошел сын, который теперь работает в Национальном комитете безопасности Казахстана.
Сейчас Рустем эфенди в алма-атинском татаро-башкирском культурном центре отвечает
за спортивные мероприятия. Именно благодаря его энергии курэш всегда в программе
Сабантуя.
"Восточный экспресс" №23 (124) 30.06.2003
Обсудить
в форуме
Юлдуз Халиуллин о татарской дипломатии, истории и тюркизме
Дипломат из Татарстана нашел соплеменников даже в Пакистане
Юлдуз
Халиуллин - один из немногих уроженцев Татарстана, кто связал
свою судьбу с дипломатией. Недавно в казанском издательстве "Магариф"
вышла его книга "Восток глазами дипломата", в которой автор
рассуждает на различные темы - от теории перевода татарского стиха на
английский язык до наблюдений о руководителях российского МИД и политических
кланах Востока.
О татарской дипломатии, истории, тюркизме беседовал с гостем корреспондент "ВЭ".
- Как известно, дипломатия -это институт, характерный
для независимого государства. Татары такового не имеют пет пятьсот. Почему
вы решили выбрать для себя сферу международных отношений?
- Сам я родом из небольшой деревни Иске Кызыл Яр Агрызского района Татарстана.
Мой приход в дипломатию был несколько случайным. В последние месяцы службы в
армии (было это в Краснодаре, в радиотехнических войсках) я послал заявление
в Казанский авиационный институт на радиотехнический факультет. По пути заехал
в Москву и подал документы в МГИМО. Несмотря на большой конкурс, поступил. По
окончании вуза мне пришлось работать во многих странах Юго-Восточной Азии -
Индонезии, Пакистане, Непале, Шри-Ланке, Бангладеш, а также в Румынии. Последним
моим местом работы на дипломатическом поприще стали страны СНГ - Киргизия и
Казахстан. Здесь я работал в качестве старшего советника посольства России.
Два года назад вышел в отставку, сейчас член-корреспондент международной экономической
академии "Евразия" и руковожу ее московским бюро.
- Участвуете пи вы в жизни татарской общины Москвы?
- В Москве сейчас появилось общество "Ватаным", и мне приходилось
участвовать в проводимых им семинарах "Татарский вопрос в России".
- На ваш взгляд, какой из тюркских народов должен
стать лидером тюркского мира? По мнению татарстанских идеологов, эту роль
на себя могут взять татары...
- Претендующий на политическое лидерство, как правило, не может его достичь.
Когда слышат о главенстве кого-то, все остальные настораживаются. Если один
из лидеров среднеазиатских республик - будь то лидер Казахстана, Узбекистана
или Туркменистана - говорит об особой роли своего государства, то в отношениях
между странами Центральной Азии возникают трудности. Лучше молча двигаться вперед
в области экономики, политики и культуры и стать примером, чем декларировать
свое лидерство. Возьмем, к примеру, угрофинскую языковую группу. Может, у них
менее богатый опыт государственности, но у финнов нет стремления быть лидерами.
По крайне мере, они об этом громко не заявляют. Они помогают малым угрофинским
народам в сохранении своих корней. Тюрков всего 39 или 40 народностей, и среди
них есть такие, культура которых погибает, и если татары помогут ее сохранить,
то смогут на что-то претендовать... С другой стороны, из 120 миллионов тюрок
половина проживает в Турции. В этой стране более-менее развитая экономика, государственность,
культура, и ее амбиции соответствуют ее возможностям.
- На ваш взгляд, человека, который объехал многие
страны Востока, татары - это все-таки восточный или европейский народ?
- Татары - восточный народ, который хорошо знает западную культуру. Неоценимую
помощь в подготовке кадров в области дипломатии и востоковедения оказал знаменитый
Восточный разряд Казанского университета. И здесь работали не только многие
видные немецкие и русские востоковеды - такие как Радлов, Френ, но и многие
татары. За годы работы в многочисленных посольствах России я лишь утвердился
в мысли, что татары по своей ментальности - тюркский народ. Но что такое тюркское
мировоззрение...
- А во время работы в дипломатическом корпусе
вам приходилось встречать татар?
- Что касается МИД, то из двух тысяч его сотрудников я знаю восемь-десять татар.
В основном это московские татары. В то же время не следует забывать, что МИД
- консервативная космополитическая организация, где смотрят не на национальность,
а на степень подготовки. Сейчас каждого сотрудника отбирают по конкурсу.
Во время работы в Пакистане в российский культурный центр в Карачи на каждое
мероприятие приходил татарин лет семидесяти пяти. Он родился в Пакистане в татарской
семье, которая эмигрировала из Средней Азии вместе с басмачами. Хотя он не знал
ни слова по-татарски, он тянулся к своей родине.
Во время работы в Румынии я видел татарские деревни на Черноморском побережье.
Румынских татар около 60 тысяч и поселились они здесь в XVII - XVIII веках.
В то время они чувствовали себя неуютно. Однажды во время дней советского цирка
я познакомился с одним из них.
Его звали Ибрагим. Он, оглядываясь, подошел ко мне и сказал: "Я знаю, что
вы татарин. Я хочу поговорить на нашем языке". Я подарил ему несколько
татарских книг, отчего он был на седьмом небе.
- А вам не приходила мысль написать историю татарской
дипломатии?
- В Москве состоялась презентация первого тома "Истории татар".
Это прекрасное академическое издание. Но боюсь, что эти несколько сотен
страниц не осилит не только простой читатель, но и ученый. На мой взгляд,
сейчас нам нужна небольшая научно-популярная книга на тему "Тысячелетняя
история русско-татарских отношений". А что касается истории дипломатии,
по этой теме я уже опубликовал статью о китайском татарине и политическом
деятеле Бурхане
Шахиди. Кроме того, сейчас я разрабатываю тему "20 выдающихся
татар XX века". Список уже составлен, правда, остались две вакансии.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №23 (124) 30.06.2003
Обсудить
в форуме
Голос Турции на татарском языке
С падением
"железного занавеса" в начале 90-х годов немало талантливых
татарских парней и девушек отправилось на учебу в Турцию. Многие из них
закончили турецкие вузы, некоторые поступили в аспирантуру. Но в Татарстан
вернулись лишь единицы. Среди тех, кто уехал в Турцию, был и Сагит
ХАЙРИ (Хайруллин) - тогда студент журфака КГУ. Сейчас он работает
на радиостанции "Голос Турции". Сагит живет в Анкаре, женат
на турчанке, растит двоих детей.
- Вы уехали из Казани десять лет назад. Расскажите,
что произошло в вашей жизни за эти годы?
- Да, в 1991 году в двадцатилетнем возрасте я впервые ступил на землю Турции.
С тех пор прошло уже больше десяти лет. Практически все это время прошло в учебе.
Сначала я учился на курсах турецкого языка, потом поступил в университет на
отделение административного управления, но эта специальность пришлась мне не
по душе, перевелся на отделение журналистики, которое и закончил. Потом вернулся
в Казань, закончил журфак и вновь приехал в Турцию. В последние годы работаю
в татарской редакции государственного турецкого радио "Тюркия сесе"
("Голос Турции").
- В Казани вас можно услышать?
- Каждый день мы выходим в эфир с новостными передачами с 22.00 до 23.00
по московскому времени на 49-метровой короткой волне на частоте 6175 kHz.
С 6 до 7 утра идет повтор нашей передачи на тех же частотах. Нас можно
слушать и через Интернет в режиме on line с 10 до 11 вечера на сайте www.trt.net.tr.
У кого есть спутниковая антенна, тот может настроиться на спутник Hotbird-5
на 13 градусов на восток или на спутник TURKSAT 1 -С на 42 градуса на
восток. Через спутник мы вещаем на звуковой волне турецкого телеканала
TRT-INT.
Мы передаем последние новости, рассказываем о том, что произошло в мире, Турции
и тюркском мире. Даем обзор турецкой печати, передаем турецкие и татарские песни.
Помимо этого, я веду свою авторскую программу, в которой рассказываю о культурных
и политических взаимоотношениях Турции и Татарстана. Если кто-то из татарских
ученых, журналистов, художников приезжает в Турцию, стараюсь делать интервью
с ними. Вообще, радио "Голос Турции" вещает на 26 языках. Что касается
татарской редакции, то нас всего четыре человека. Со мной работают Марс Тукай,
который закончил университет в Анкаре, Райнур Шакир, также бывший татарский
студент, Алсу Камал, которая, как и мы, училась в Турции и недавно закончила
докторантуру.
- Имеют ли какой-либо резонанс ваши передачи?
- У нас есть постоянные слушатели в Татарстане, Башкортостане. Татары из Финляндии
пишут, что слушают наши передачи. Мы даже из Омска получили послание, но наш
слушатель из этого города сообщил, что качество приема у них оставляет желать
лучшего. Мы все-таки делаем упор на аудиторию в Волжско-Уральском регионе, хотя
нацелены на территорию всего бывшего СССР.
- Чувствуете ли вы какое-либо давление со стороны
турецких властей?
- "Голос Турции" - это государственное турецкое радио. Деньги дает
правительство, поэтому мы обязаны отображать официальную точку зрения турецкого
государства на происходящие события, не должны выходить за официальные рамки.
- Принимаете ли вы участие в жизни татарской
общины в Турции?
- Наверное, вы знаете, что существует Всемирная татарская лига. Первым
ее руководителем был Али
Акыш, сейчас он является ее почетным председателем. В настоящее время
официальным президентом лиги является Гунюл Пултар, внучка Садри Максуди,
родственница поэта Дэрдмэнда.
Я являюсь ответственным секретарем лиги. Здесь, в Турции, мы стараемся
проводить различные мероприятия, так или иначе связанные с татарами, с
историей и культурой народов Волго-Уральского региона. Те, кто хочет больше
узнать о деятельности нашей лиги, могут посмотреть в Интернете нашу страничку
на сайте www.idilural.org.
- Какие мероприятия провела лига в последнее
время?
- Как и везде, наверное, самая большая проблема - нехватка денег. Даже
чтобы провести самое обычное собрание, надо заплатить за аренду помещения,
электричество и т.д. Поэтому мы не можем похвастаться большим количеством
мероприятий. Тем не менее среди наиболее значимых событий последнего времени
я бы назвал собрание, организованное в честь годовщины заключения Договора
о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Татарстаном.
Тогда мы пригласили турецких ученых, специалистов в области международных
отношений. Состоялся очень полезный обмен мнениями. Также мы собирались
в честь 85-летия Миллет меджлиса, который был создан в 1917 году в Уфе
Садри Максуди. Мы отмечаем круглые даты, связанные с нашими поэтами и
писателями, общественными деятелями, праздновали юбилеи Габдуллы
Тукая, Гаяза
Исхаки, Юсуфа Акчуры. В октябре проведем собрание, посвященное 450-летию
взятия Казани войсками Ивана Грозного.
Мы понимаем, что у Татарстана сейчас немало своих проблем, но все-таки очень
хотелось бы, чтобы власти республики не забывали о нас и по возможности направляли
к нам артистов или ученых, которые могли бы выступить на наших мероприятиях,
рассказать о ситуации в Татарстане.
- В августе нынешнего года соберется Всемирный
конгресс татар. Что бы вы хотели пожелать тем, кто приедет в Казань?
- Наверное, это пожелание обращено не столько к конгрессу, сколько к официальным
властям Татарстана. Хотелось бы, чтобы татарские руководители не отступали от
взятой линии на самостоятельность республики. Чтобы они были более последовательны
в вопросе перехода на латиницу. Я никак не пойму: почему из этого чисто внутреннего
татарского вопроса делают глобальную политическую проблему? Я твердо уверен,
что латинский алфавит - самый подходящий для татарского языка. Например, я лично
давно отказался от кириллицы и пишу только на латинице. Пусть татарская интеллигенция
- писатели, журналисты, ученые - сама начнет потихоньку двигаться в этом направлении.
Если бы каждый человек начал реформу с себя, то этот вопрос уже давным-давно
решился бы сам по себе. Единственно, чего я боюсь, что под видом борьбы с террором
и экстремизмом начнутся нападки на тех, кто борется за интересы своего народа.
А это уже плохо. Исходя из той информации, которой мы владеем здесь, подобные
настроения существуют среди некоторых российских руководителей.
Азат АХУНОВ
"Восточный экспресс" №29 (88) 12.07.2002
Обсудить
в форуме
|