Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№38 (81)  30 марта 2004

Когда расстояния - не преграда...
Как живется татарам Петербурга?

    Удивительный город. Влюбившись в него с первого взгляда, замечаешь, как он начинает постоянно притягивать к себе. С каждой поездкой он открывается с новой стороны, дарит новые встречи.
    Среди первых основателей города, открывающего окно в Европу, были и татары. Да, мои петербургские соплеменники живут сегодня именно в том городе, который построили сами.
    А в то время... В то время, после указа Петра I, татары - казанские, касимовские, пензенские, нижегородские, уфимские, оренбургские, подчинившись царской воле, пройдя тысячи километров, встречаются на берегу Невы с представителями других народов. В строительстве нового-города ни одна рабочая рука не была лишней.
    Татарская слобода, как место компактного проживания татар Петербурга, отличалась от остальной части города. Здешние татары выделялись не только своим внешним видом - ичигами-кавушами, тюбетейками-калфаками, звоном монет в девичьих косах, но и своей опрятностью, аккуратностью, соблюдением, не смотря на то, что живут вдали от родины, религиозных и национальных традиций. Живший при дворе Петра I ганноверский резидент X. Ф. Вебер в своем сочинении "Das Uerendete Russland" оставил следующее сообщение: "Такую красоту, как в их домах, не найдешь, пожалуй, ни в Риме, ни в Париже". Конечно же, резидент не мог видеть в только что построенном на новом месте татарском доме роскошную обстановку. Скорее всего, его внимание привлекли вышитые теплом женских рук татарские полотенца, кружевные занавески, шторы, постельные принадлежности, салфетки, паласы.
    Петербург сделал татарина своим горожанином за его старание, прилежность, трезвость, честность и терпение. Слова о том, что татары лишь подметали улицы и призывными криками "халат, халат!" собирали старое тряпье, ни в коей мере не соответствуют действительности. Куда же деть тогда владеющих французским, английским и немецким языками династии официантов - касимовских татар Янбулатовых, Байрашевых, Балтачеевых, Уразовых, работающих в самых престижных ресторанах для аристократии?! А разве можно забыть хозяев самых крупных в Петербурге ковровых магазинов: Адельханова, Ишмухаммедова, торговцев мануфактурой и кожаными изделиями Тимербулата Акчурина, Абдуллу Теркулова, Аминова?! В руках питерских татар Тугеева, Алышева, Бекбулатова находились все рестораны и закусочные вдоль железнодорожных путей Москва-Петербург-Варшава. Татарин, издавна любивший лошадей, никому не уступал кучерских и грузовых перевозок. Уже издалека узнавали расположенную недалеко от Николаевского вокзала фирму Мухаммеда Масгутова и его извозчиков.
    Да, следует признать, что дворниками, вычищающими городские улицы и дворы до блеска, были опять-таки наши Абдулла и Хасан-ага, которые к тому же кололи дрова, разносили их по квартирам и выполняли, различные поручения по хозяйству.
    Именно за чистоту и аккуратность прислуга в императорском Зимнем дворце состояла вначале из татар.
    Петербургская земля видела также и видных сынов татарского народа - Габдуллу Тукая, Мусу Бигиева, Гаяза Исхаки, которых не забыла до наших дней.
    Однако все это - уже история. Как опавшие листья улетают с порывом ветра с дороги, так и события эти вместе со временем ушли в прошлое.
    А как сегодня живут наши соплеменники в городе, где каждый дом является историческим памятником? Сильна ли татарская диаспора в Северной Пальмире?
    ... Мухлису апа питерские татары называют "наша вторая мама". А ведь под крылом матери всем детям найдется место. Даже если татар, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, насчитывается около пятидесяти тысяч. Никто не останется без материнского тепла.
    В 1987 году татары во дворце культуры имени К. Маркса организовывают литературно-художественный клуб имени Мусы Джалиля. Через год он преобразовывается в культурный центр.
    Говоря о, татарах во множественном числе, хочу оговориться, что организаторской деятельностью, как правило, занимаются только самоотверженные и преданные своему делу люди. Мухлиса апа Зарипова - одна из таких. Ее мечтой было открытие воскресной школы по обучению взрослых и детей татарскому и арабскому языкам. К тому же не надо далеко ходить в поисках преподавателя арабского. Для Мухлисы Хамзиновны, окончившей факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, арабский язык стал как родной. Читать и писать по-арабски ее уже с детства научила мама. Видимо, дочь муллы считала своей обязанностью воспитать у своих детей уважение к языку Корана, языку веры.
    Охваченные душевной тоской, желавшие, но не имевшие возможности говорить на родном языке, татары в те годы собирались в мечети. Санкт-Петербургская мечеть, считающаяся, кстати, одной из самых больших мечетей Европы, к счастью, не прекращает свою деятельность. "С Мухлисой Хамзиновной познакомились в мечети. Она привела меня к вере, вслед за ней приобщились к намазу", - говорят многие.
    Близость Европы в Санкт-Петербурге ощущаешь и от того, что здешние мусульманки не укутаны в платки как наши женщины. В памяти всплывает образ Фариды Назмиевой, проводящей в Эрмитаже экскурсии на французском языке. Возможно, гости Петербурга и не догадываются, что перед ними мусульманская женщина, пять раз в день читающая намаз. Фарида ханум читает намаз, держит уразу, является верной женой, растит и воспитывает знающую многие языки дочь. Мало этого, оказывается, она еще и одна из разработчиков экскурсионного маршрута "Татары в Петербурге". Два года назад отметили десятилетие этого маршрута. Теплыми словами был помянут ныне покойный Даут ага Аминов, вложивший много сил в его организацию. Праздничные заботы снова пали на плечи Мухлисы апа.
    Если бы возле людей старшего поколения таких, как Мухлиса апа, душой болеющих за свой народ, не было молодежи, вероятно, вообще нельзя было бы сказать, что в Санкт-Петербурге есть татары, что тут живы татарский дух, татарская музыка. К счастью, такая молодежь есть, и в немалом количестве. В городе достаточно мест, куда могут пойти отдохнуть и развлечься Наиля, Флюза, Ильсияр и другие. Однако они приходят на вечера и сходы, организуемые Национально-культурной автономией петербургских татар, обществом "Hyp", забывая все на свете, слушают татарские мелодии.
    Во время нашей последней поездки в Петербург тревогу вызвала судьба выходящей здесь раз в месяц газеты "Hyp - Свет". Редактор издания, которое, кстати, является преемником основанной в 1905 году ахуном Атауллой Баязитовым первой татарской газеты Альфинур ханум Гафурова, оказывается, уже в достаточно почтенном возрасте. "Силы у меня уже не те. А молодежь за эту работу браться не торопится", - жаловалась она. Но вот недавно сама позвонила и поделилась радостной вестью: "Ринат Маглиев согласился стать редактором газеты. Парень - бизнесмен. Теперь уже не будем ломать голову над тем, где взять деньги на издание "Нура".
    Действительно, одной самоотверженностью решить проблему издания газеты невозможно. Это довольно-таки дорогое удовольствие. А ведь "Hyp" вот уже двенадцать лет с момента своего возрождения выходит только на спонсорские деньги.
    Большой новостью для газеты стало начало работы в редакции Асии Садриевой. С Асией мы уже знакомы и всей душой гордимся ею. Она, являясь студенткой исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, учится на кафедре этнографии и антропологии. Написанная ею еще во время учебы в школе работа по родословному древу семьи удостаивается на городском конкурсе первого места. Асия - из знаменитой династии Хальфиных. Исследованное ею родословие своими корнями уходит вглубь истории, вплоть до XV столетия. "Память о моих предках не должна быть предана забвению. Они вызывают во мне гордость и желание быть их достойным преемником", - говорит она. Вне всякого сомнения, мы еще услышим о далекой внучке Сагита Хальфина, подарившего татарам первую азбуку.
    Расстояния и в самом деле не кажутся такими большими, когда узнаешь, что и они, и мы охвачены одной и той же целью - разбудить у татар чувство национального достоинства и единения.
    В последние годы значительную работу по укреплению культурно-экономических связей между Татарстаном и Санкт-Петербургом, подъему этих отношений на новую ступень проводит постоянное представительство Татарстана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в частности, его руководитель Шамиль Камилевич Ахметшин. Если бы не его старание, когда бы мы еще смогли увидеть сокровища, хранящиеся в закрытых фондах Эрмитажа?! Такие уникальные выставки, как "Сокровища Кубрат-хана" (1997), "Золото чингизидов" (1999), "Древняя Казань" (2000), "Искусство Ислама" (2002) были организованы сначала в самом Санкт-Петербурге, а затем и в Казани как раз с помощью представительства. Не зря директор Государственного музея Эрмитажа Михаил Пиотровский заявляет, что "на сегодняшний день мы работаем только с иностранными государствами и с Татарстаном".
    Открытие на Пискаревском кладбище мемориальной доски в память семнадцати тысяч наших земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны на Ленинградском и Волховском фронтах, - также заслуга представительства. Кроме того, оно является основным посредником между крупными предприятиями Татарстана, такими, как "Татнефть", "КамАЗ", "Нижнекамскшина", объединение "Чистопольский часовой завод" и Санкт-Петербургом.
    Шамиль Ахметшин у петербургских татар - свой человек. Авторитет его ощущается во время каждой нашей поездки в этот город. По окончании ремонта в приобретенном Татарстаном для своего представительства двухэтажном доме на улице Грибоедова (пока что оно занимает несколько комнат в здании, расположенном на Невском проспекте) здесь надеются разместить и национально-культурную автономию, и редакцию газеты "Hyp - Свет". Впрочем, двери представительства уже сейчас открыты для каждого, тут с открытой душой встречают и пришедших с просьбой о помощи или совете, и простых прохожих, увидевших на центральной улице города вывеску "Татарстан" и пожелавших пообщаться на родном языке.
    Оба города - и древняя Казань на берегах Волги, и молодой, но уже успевший многое пережить Санкт-Петербург на берегах Невы - готовятся к празднику. В связи с предстоящими юбилеями между двумя городами налаживается тесное сотрудничество. Петербург обещает восстановить и благоустроить у себя парк на Казанской улице. А у нас в скором будущем одной из новых улиц присвоят название Петербурга. Здание в Петербурге, в котором начала выходить газета "Hyp", мы будем узнавать по мемориальной доске, установленной в честь Атауллы Баязитова. Вторая мемориальная доска будет установлена в Казани, на здании университета, в честь Л. Н. Гумилева...
    И правда, при родстве душ расстояния - не преграда.

Гульнур САФИУЛЛИНА, редактор отдела журнала "Сююмбике".
опубликовано в журнале "Татарстан" №8-9, 2002г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz