Изучение истории российской эмиграции на Дальний Восток
– одно из самых развивающихся направлений в исторической науке сегодня.
Однако, до сих пор внимание к национальной структуре российской диаспоры
в Северо-Восточной Азии не уделялось. Российский и американский исследователи
отметили особенность эмигрантов дальневосточного региона – разделение
по национально-этническому признаку, «чего почти нельзя встретить
среди эмигрантов западной ветви»1
. Так, Ревякина называет русскую эмиграцию в Северо-Восточной
Азии «региональной российской диаспорой». Давид Вольф
пытается объяснить причины возникновения такого специфического типа
общества либерализмом российских властей того периода в Маньчжурии,
особенно после русско-японской войны 1904 года, что было нетипично для
Российской империи и ее национальной политики2
. Он предполагает, что после 1917 года Маньчжурия и особенно ее столица
Харбин превращаются в самосознательное, частично саморегулируемое общество.
Ясно, что основой такого общества являлись общества (communities),
в том числе национальные.
Мое исследование посвящено изучению татарской национальной
эмиграции в Северо-Восточной Азии. Мы выделяем пять периодов в развитии
тюрко-татарской диаспоры в СВА.
Первый период – с начала строительства КВЖД (1898)
до революции 1917 года.
Джон Стефан указывает, что крестьянскую миграцию на
Дальний Восток до 1917 года можно разделить на 3 периода 3
: 1859-82; 1882-1907; и 1908-1917. У нас нет фактов того, что среди
первой волны крестьянской миграции были татары, хотя Стефан уверяет,
что среди них были семьи из Уральско-Волжского региона 4
.
Первый известный факт, что первым поселенцем-татарином
в Маньчжурии является Байчурин, прибывший с первой
партией поселенцев в 1898 году 5,
после принятия решения о строительстве КВЖД. Таким образом, можно утверждать,
что татары стали обосновываться здесь на поселение в период второй волны
эмиграции (1882-1907), по Стефану, приехав в числе 243 тысяч крестьян,
8 процентов (19440 человек) которых составляли переселенцы из Белоруссии,
нижней Волги и Уральского региона 6.
Третья волна – столыпинская – принесла и коммерсантов. Возможно основная
масса татарских семей прибыла именно в этот период.
Татары, преимущественно пензенские и казанские,
так называемые мишары, в 1904 году создали мусульманскую общину города
Харбина. Название «мусульманская община» подчеркивает существовавшее
в начале 20 века понятие «российские мусульмане», когда религиозный
фактор превалировал над национальным в самоидентификации российских
тюрок, хотя конец 19- начало 20 века ознаменовался появлением татарской
национальной буржуазии, так называемым ренессансом татарской национального
движения, ищущего возможности для реализации своих экономических и национальных
интересов.
Не оттого сомненье, а затем,
что слишком уж Япония задела
в нем веру в силу наций и племен,
в единство без упрека и предела,
в то, что родной народ, и только он,
достоин поклоненья и доверья
особенно вблизи Конца времен...
Равиль Бухараев7
Война с Японией 1904-1905 годов, поражение России,
стимулировавшее революцию 1905 года, дала импульс для развития национальных
движений в среде азиатских, в том числе тюркских, народов России, надежду
на то, что изменится национальная политика или, в крайнем случае, помощь
«придет с Востока». Отсюда полное доверие к Японии и впоследствии.
Необходимо упомянуть и еще один факт. В 1906-07 годах
Японию с миссионерскими целями посетил мусульманский деятель, казанский
татарин по рождению, Рашид Ибрагим(ов) 8.
И хотя его утопические цели (уговорить японцев принять ислам в качестве
государственной религии) не реализовались, почва для толерантного восприятия
мусульманской культуры в Японии, носителями которой впоследствии стали
в основном российские мусульмане-татары-эмигранты, была создана. Пожалуй,
только тюрко-татарская эмиграция впоследствии была столь доброжелательно
принята в Японии (в 1927 году они получили право создания национальной
школы, в 1935 году им было разрешено построить первую в Японии мечеть
в Кобе, в 1936 году – в Нагойе, в 1938 году – в Токио. Мечети существуют
до сих пор, кроме Нагойи). До 1944 года имами мусульманской общины в
Токио были казанские татары, в том числе и Рашид Ибрагимов, похороненный
в Токио. Кстати, книга Ибрагимова «Япония» в России так и не была издана
9.
Второй период охватывает время с начала революции 1917
года до 1933-35 годов. В 1935 году татарских эмигрантов на Дальнем Востоке
насчитывалось около 10 тысяч: «Количество рассеянных по ДВ татар
точно неизвестно, но считается, что в Японии их имеется около 2.000,
а в Маньчжурии и Китае около 7.000 человек» 10.
В это время идет интенсивный процес образования «мусульманских общин»
из числа вынужденных эмигрантов по типу харбинской в Китае, Японии,
а после разрушительного землятрясения 1923 года в Токио – и в Корее.
Часть эмиграции, наиболее политически активная, разочаровавшаяся
в возможности воссоздания национальной государственности в Советской
России (падение Забулацкой республики в Казани, объявившей штат Идель-Урал,
а также создание отдельных Башкирской и Татарской республик) способствовало
созданию центра тюрко-татарской эмиграции сначала в Варшаве (при поддержке
Пилсудского, который был личным другом лидера татарского национального
движения Гаяза Исхаки),
а затем и в Берлине. В ноябре 1933 года Гаяз Исхаки предпринял поездку
на Восток для объединения усилий западной и восточной ветви эмиграции
в национальной борьбе.
Именно с этого момента вплоть до начала первой мировой
войны 1 сентября 1939 года можно охарактеризовать по-настоящему национальным
периодом (третий период) в тюрко-татарской эмиграции на Дальнем Востоке.
В это время наряду с мусульманскими общинами стали создаваться комитеты
независимости Идель-Урала, такие же как и в Европе. Но официально они
носили название «общества изучения культуры тюрко-татар Идель-Урала»,
так как термин «независимость» на Дальнем Востоке по «соображениям морали»,
японцы попросили заменить на термин «культурное общество» 11.
В мае 1934 года в Кобе состоялся учредительный съезд,
чуть позже в феврале 1935 года в Мукдене (Маньчжурия) – первый объединительный
съезд тюрко-татар Дальнего Востока. В соответствии с резолюцииями съезда
с 1935 года (по 1945 год) начала выходить еженедельная газета «Милли
Байрак». Фактически в течение всех 10 лет редакционный состав газеты
не изменялся: редактором был генеральный секретарь Меркеза Ибрагим
Девлет-Кильди, главным журналистом – председатель учебного
отдела Рукия Мухамедиш, издателем – председатель финансового
отдела Сельман Аити.
В это же время (1933-38) в Токио выходил ежемесячный
журнал «Янга Япон Мохбири» (Новый японский корреспондент) – орган татарской
эмиграции в Японии, издаваемый лидером местной общины муллой Курбангалеевым.
Личность Курбангалиева, прибывшего на Дальний Восток в составе войск
Колчака, а затем Атамана Семенова
в качестве руководителя мусульманских полков, неодназначна. С одной
стороны, обладая недюжинными организаторскими способностями, он фактически
основал мусульманскую общину в Токио. С другой стороны, он, кадимист,
сторонник мусульманского, а не национального развития, предпринял ряд
некрасивых действий в отношении Исхаки, что по мнению японских властей
не способствовало объединению тюрко-татар. В 1939 году он был выслан
из Японии в Маньчжурию.
С началом Второй мировой войны, нападением Германии
на Польшу, Исхаки разочаровывается в Германии и уезжает в Турцию. Фактически
с этого момента и до конца войны (четвертый период) вся тюрко-татарская
эмиграция начинает использоваться Германией и Японией в своих целях.
Второй Курултай тюрко-татар Восточной Азии проводится
уже не так масштабно в начале войны – 28-31 августа 1941 года – «при
высоком покровительстве начальника ниппонской Военной миссии в Харбине
генерала Янагита, и при благожелательном содействии
руководителей Военной миссии города Мукдена» 12.
«В своей декларации, торжественно принятой на открытии, Курултай выявил
свою готовность принять живейшее участие в строительстве Нового Светлого
Порядка и в укреплении взаимного содружества народов Великой Восточной
Азии. Одновременно на нем была подчеркнута национально-историческая
связь тюркского и мусульманского миров с родственными азиатскими народами.
Далее Курултай высказал свое враждебное отношение к коминтерну, приняв
решение бороться с этим общим врагом совместно с народами Великой Восточной
Азии» 13.
Курултай, пересмотрев уставы, принятые первым Курултаем,
избрал новый Меркез: председателем стал Ахмедша Гизатуллин,
генеральным секретарем переизбран Ибрагим Девлет-Кильди,
председателем Духовного отдела имам Абдулкерим Рахим,
председателем Учебного отдела переизбрана Рукия Мухамедиш,
председателем Финансового отдела остался Сельман Аити
и председателем Ревизионного отдела Ибрагим Акчура.
В 1942 году в Германии создается Восточный
Легион, где подразделение «Идель-Урал» становится самостоятельной
единицей. К Исхаки в Турцию приезжают представители германского командования
с предложением возглавить процесс создания военных соединений. Исхаки
отказывается. Одновременно, в Маньчжурии создаются военизированные отряды
Асано с участием представителей дальневосточной тюрко-татарской эмиграции.
С окончанием войны, наступлением в Китае и Японии
советских и американских войск, для тюрко-татарской эмиграции на Дальнем
Востоке наступает время перемен. Кто-то, как сотрудники газеты «Милли
Байрак» и мулла Курбангалеев, арестовываются СМЕРШом и после 10-летней
отсидки в ГУЛАГе, а затем нескольких лет на поселении, возвращаются
на родину, в Татарстан, Казахстан, на Урал. Более везучим удается достичь
Турции, Австралии и США, где они создают современные татарские диаспоры.
Тюрко-татарская эмиграция на Дальний Восток на первом
этапе несомненно была спровоцирована экономическими причинами и национальной
политикой самодержавной России. Несомненно также, что развитие ислама,
распространение знаний о нем в этом регионе связано с деятельностью
мусульманских общин, созданных тюрко-татарской эмиграцией. В частности,
татарами были построены первые мечети в Японии и Корее. На наш взгляд,
именно этому аспекту влияния татарской эмиграции уделялось недостаточное
внимание исследователями.
Table. Turk-Tatar communities in the North East Asia
(Таблица. Тюрко-татарские сообщества в северо-восточной Азии)*
Location |
Year of establishment |
Possession |
Numbers in 1941 |
Numbers in 1942 |
Station “Manchuria” |
1904 |
No data |
500 |
|
Hailar |
No data |
Building, 2 schools, Mosque (? year) |
No data |
No data |
Harbin |
1904 (as Muslim community) |
Two buildings (1907, 1913),
school, house for refuges (1937), house for children (1941), Mosque
(old 1907, new 1937.10.15) |
600 |
500 |
Station”Pogranichnaya” |
No data |
Building |
No data |
0 |
Mukden |
No data |
Building, Mosque (?year), Cemetery |
No data |
No data |
Shintzian |
No data |
No data |
No data |
No data |
Girin
Dairen (Dalniyi) |
No data
No data |
No data
No data
|
No data
No data |
No data
No data |
Kobe |
No data |
Mosque (1935.08.02) |
No data |
No data |
Tokyo |
before 1927 (1923?) |
Mosque (old 1938, new 2000), school |
No data |
No data |
Nagoya
Kumamoto |
No data
No data |
Mosque (36-37)
No data |
No data
No data |
No data
No data |
Shanghai |
1926 |
No data |
120-200 |
No data |
Tiantzin |
1928.05.8 |
Cemetery(1933), School (1932) |
No data |
No data |
Pusan |
After 1923 |
No data |
No data |
No data |
Seoul |
After 1923 |
Mosque (1926), school “Nogmaniya”, cemetery |
No data |
No data |
Comments to Table . “No data” means it has no yet researched
by present time.
("Нет данных" означает, что они
на настоящее время исследования не проводились)
building - здание
school - школа
Mosque - мечеть
house for refuges - дома для беженцев (?)
house for children - детские дома
Cemetery - кладбище