В последние годы в России сложилась новая общественно-политическая
ситуация, различными социальными стратами, партиями и их идеологами
оцениваемая неодинаково. Как бы мы ни относились к формирующимся в стране
реалиям, в них можно отчетливо наблюдать одну общую тенденцию - Республика
Татарстан и татарская нация испытывают все большее воздействие федеральных
политических групп, идеологических, информационно-аналитических, политтехнологических
центров, действующих в целом в направлении противодействия тому возрожденческому
потенциалу татарской нации, республики, который многим федеральным структурам
кажется чрезмерным.
В основе такой политики лежит непризнание правящей
элитой РФ наличия в этнической мобилизации демократического потенциала,
способного внести положительный вклад в создание российского гражданского
общества. В качестве конкретного выражения отмеченной общей тенденции
можно было бы указать следующие моменты: низведение суверенитета Татарстана
до минимального уровня; наступление на единство татарской наций в ходе
подготовки и проведения переписи 2002 г., в т.ч. и используя региональные
(Башкортостан, Западная Сибирь) и конфессиональные (кряшенская проблема)
факторы; стремление не допустить укрепления государственного статуса
татарского языка (фактическая
отмена перехода к латинской графике), ограничение прав татарского
языка в республике (по линии Министерства образования, по линии Верховного
суда РТ) и в отдельных российских субъектах (например, в
Башкортостане); выработка мер против укрепления исламской (проект
"русский ислам",
инициирование введения в школах "основ православия") и национальной
(этнонациональной) идентичностей (через уменьшение набора учебников
по курсу истории при одновременном введении фактического
контроля над их содержанием путем рецензирования, "вписывания"
местных учебников в качестве "компонентов" федеральных и т.д.).
Вряд ли можно сомневаться в том, что в условиях приближающихся
выборов президента РТ аналогичные шаги со стороны указанных выше структур
окажутся более комплексными и изощренными.
Казалось бы, что в этих условиях в республике необходимо
резко усилить информационно-аналитическую работу, направленную на выработку
новых путей решения существующих и возникающих проблем, поиску ответов
на те вызовы, перед которыми наше общество уже оказалось или окажется
в ближайшем будущем. Однако этого на самом деле нет, и соответствующий
набор государственных органов, научных учреждений, информационно-аналитических
служб, центров, готовящих различные проработанные проекты, посредством
которых можно было бы попытаться найти выход из сложившегося положения,
в республике отсутствует. Зачастую многие серьезные проблемы, явно выходящие
на государственный уровень, у нас пытаются взвалить на плечи общественных
структур, организаций, которым не по силам нести ответственность за
государственную политику, вырабатывать концептуальные проекты и подходы
по таким сложным проблемам, как организация важнейших сторон общественной
и этнонациональной жизни. Кроме того, вопросы, касающиеся сферы национальных
отношений, работа с диаспорально расселенными группами татар и др. в
республике рассредоточена по многим ведомствам, поэтому зачастую остается
совершенно не скоординированной, поэтому они решаются некомплексно,
крайне поверхностно. В итоге мы постоянно запаздываем с подготовкой
решений, касающихся национальной сферы, да и не только, продвижением
их в федеральных и региональных органах власти и управления.
Между тем сложность и неотложность возникающих проблем
и задач не уменьшаются, а скорее возрастают. В этой связи хотел бы обозначить
ряд существующих проблемных блоков, подтверждающих данный вывод.
Вряд ли можно сомневаться в том, что татары являются
разделенной нацией и останутся ею в обозримом будущем - большая часть
их проживает и будет проживать вне своего этнополитического центра в
лице Республики Татарстан. Между тем из этого общеизвестного факта вытекает
множество проблем, в т.ч. и имеющих фундаментальный характер. Скажем,
согласно статье 14 Конституции РТ Татарстан взял на себя обязательство
содействовать этнокультурному развитию татар, живущих за пределами республики.
Однако, как это ни странно, эта статья совершенно не подкреплена конкретными
правовыми нормами и административно-управленческими механизмами. Возникают
даже вопросы не только о возможности и целесообразности выделения в
бюджете РТ отдельной статьи для расходов по обслуживанию культурных
нужд диаспорально расселенных групп татар, но и о государственных институтах,
осуществляющих такое обслуживание, а также о механизмах их функционирования.
В принципе российское законодательство и административная практика не
предполагают сотрудничества РТ, как национального эпицентра, с субъектами
РФ с целью обеспечения культурных нужд татар, живущих в регионах. В
настоящее время единственной основой такого сотрудничества являются,
можно сказать, межрегиональные соглашения (договора), статус которых
совершенно не ясен, к тому же они не имеют обязательного характера и
в случае их невыполнения или нарушения не предусмотрены какие-либо санкции.
Да и на региональные ведомства, курирующие культурную сферу, республике
приходится выходить, минуя федеральные органы управления, так сказать,
"напрямую", из-за того, что федеральные структуры, которые
могли бы обеспечивать взаимодействие субъектов в указанном направлении,
практически отсутствуют или на них такая функция не возложена.
Другим существенно важным аспектом рассматриваемой
проблемы является крайняя слабость, если не сказать отсутствие общенациональных
организаций, особенно общественно-политического характера. Вернее было
бы сказать, что они существуют, но скорее в виде фрагментов, неразвившихся
проектов, а недееспособных этнонациональных объединений, выражающих
интересы всей нации. Наиболее точным индикатором положения дел в этой
сфере является полное отсутствие выражения татарского вектора в политической
сфере в виде дееспособной политической организации (партии). В итоге
вместо того чтобы выполнять стратегическую задачу превращения татарского
фактора в существенный элемент политической жизни современного российского
общества, татарские региональные организации и группы все чаще оказываются
в роли исполнителей чужой воли, выступая в поддержку тех сил, которые
далеки от участия в решении этнонациональных проблем татар. Конечно,
одной из причин такого положения дел является политика федерального
центра, стремящегося к фактическому запрету этнически ориентированных
партий. Относительная малочисленность татар в России тоже играет отрицательную
роль. Но это не главное. Полагаю, что при желании и при осуществлении
целенаправленных мер это ограничение можно было бы преодолеть. Но тут
на передний план выходят два ограничения:
а) Уровень консолидированности татарской бизнес- и политической элит;
б) Глубина осознания ими стоящих перед нацией задач.
К сожалению, и то, и другое оставляет желать лучшего.
Что касается татарской бизнес-элиты, несмотря на довольно значительные
усилия по ее сплочению, в т.ч. и через организацию экономического сотрудничества
татарских предпринимателей из российских регионов с Татарстаном, эти
действия не увенчались успехом. Конечно, тут имеются чисто экономические
трудности, мешающие этой консолидации. Но все-таки важнее, мне кажется,
отсутствие идеологического составного этого процесса - нет ответа на
главный вопрос: "Для чего бизнес-элита из татар должна объединиться?".
Такое же положение и с политико-идеологической элитой
татарского общества: она разобщена, не обладает необходимыми в современных
условиях навыками политической деятельности, специальными знаниями,
умением использовать выводы и рекомендации аналитиков, поэтому явно
не успевает вырабатывать меры, необходимые для поддержания начавшегося
еще в конце 1980-х годов процесса национального возрождения. Мыслящим
людям понятно, что татарское общество переживает сейчас очень серьезный
идеологический кризис. Причем приемлемых рецептов выхода из этого состояния
не видно. Из-за ожидаемой в республике борьбы разных групп влияния за
президентское кресло может случиться полный распад татарстанского политического
пространства, что не может не отразиться самым пагубным образом на татарском
обществе. Естественно, такое положение является одним из мощных факторов
денационализации, деконсолидации татарской этнонациональной общности.
Я даже хочу поставить такой вопрос: "Существует ли современная
эффективная татарская нация, или та общность, за которую шла битва в
ходе Всероссийской переписи 2002 г., является всего лишь продолжением
в настоящем существующей издавна некоторой достаточно аморфной татарской
этнии (ейше)?". Вопрос этот далеко не праздный, так как если нации
как таковой нет, ее надо выстраивать; в т.ч. и используя известные технологии,
описанные в многочисленных трудах конструктивистов. Наши реальные возможности
показали процессы, происходившие в последние несколько месяцев в Республике
Башкортостан, где, как известно, благодаря стечению ряда обстоятельств
и в связи с умелыми действиями небольшой группы преданных национальному
делу лиц были сформулированы конкретные задачи, проведена работа по
координации деятельности национальных и иных структур, что привело к
ситуации, когда вопрос о статусе татарского языка в этой республике
- вопрос, являющийся для татарской нации жизненно важным - был существенно
продвинут. Однако надо честно признаться, что удержать ситуацию нам
не удалось - сейчас уже отчетливо видно, что своих целей мы там не смог