Дух Чингисхана
Рафаэль Хакимов уже более десяти лет
является политическим советником президента Шаймиева. В свое время был
отцом-основателем Татарского общественного центра, идеологом возрождения
татарской государственности, инструктором Татарского обкома КПСС в отделе
идеологии. Директор Института истории Академии наук Татарстана. Основатель
Казанского института федерализма, который два года назад получил грант
в сто тысяч долларов из фонда Карнеги, а в этом году, как утверждают,
уже собирается получить грант в 450 тысяч долларов на исследование проблем
российского федерализма.
В федеральном центре Хакимова недолюбливают (несколько
раз МИД России ставил вопрос об его отставке перед Шаймиевым за высказывания
в зарубежных поездках в поддержку суверенитета Татарстана), но в то
же время и достаточно высоко оценивают. Помню, в свое время покойный
Денис Ахмадуллин, федеральный инспектор, говорил: всегда с интересом
читаю Хакимова, все остальные настолько предсказуемы. Недавно Хакимов
написал книгу "Где же наша Мекка?", которая вызвала большой
резонанс в западных странах, так как отстаивала концепцию евроислама.
Хакимов - последователь джадидизма. Утверждают, что именно он -автор
идеи возвращения в Казань Казанской
иконы Божьей Матери, он сумел убедить в возможности осуществления
этой идеи мэра Казани Камиля Исхакова. Рафаэль Хакимов в принципе выступает
за тесное сотрудничество татарских мусульман с католиками, довольно
скептически оценивает демократический и модернизационный потенциал православия.
В настоящее время пишет новую книгу "Метаморфозы духа", где
рассматривает запутанную историю русско-татарских взаимоотношений. Поклонник
Льва Гумилева. Мы попросили Рафаэля Хакимова прокомментировать нынешнюю
непростую ситуацию в российском федерализме.
- Рафаэль Сибгатович, недавно в интервью нашей
газете депутат Госсовета РТ Марат Галеев
заявил, что для республики наступает момент истины, дальше отступать
некуда. Дмитрий Рогозин утверждает, что к 1 января 2006 года в России
должно остаться 30 регионов, причем национально-территориальное деление
будет постепенно ликвидировано. Ваше мнение?
- Ликвидировать национальнотерриториальные образования
легче всего можно было в сталинский период. Силовые структуры тогда
контролировали все.
- При Сталине, собственно говоря, начали ликвидировать
республики. Вспомним массовые выселения народов.
- У Сталина был проект ликвидации Татарской Республики,
чего скрывать. В 1944 году было постановление ЦК о перекосах в работе
Татарского обкома. Запретили исследовать Золотую Орду и Казанское ханство.
Рассматривался вопрос о выселении казанских татар в Туву. Но выяснилось,
что при этом пришлось бы оголить целые фронты, поскольку татары сражались
героически и составляли значительную часть офицерского корпуса СССР.
В ослабленные полки для усиления по приказу Сталина прежде всего распределяли
сибиряков и татар. Поэтому идею ликвидации Татарской Республики вынуждены
были отложить. Я знаю, многим в Москве не нравится, что татары вообще
существуют как таковые.
- Действительно, вспомним, как настойчиво пытались
внедрить идею переименования татар в булгар.
- Но даже оттого, что ликвидируют республику, это
не значит, что татары исчезнут. Как сегодня, если учитывать ратифицированные
Россией международные конвенции, ликвидировать национальные образования?
Я не совсем представляю, как это можно сделать.
- С помощью назначенных губернаторов сделают -
"добровольно", скажут: такова воля народа, мол, Татарстан
изо всех сил хочет превратиться в область.
- Есть действующий президент Шаймиев. У него высокий
рейтинг. Я не думаю, что у Шаймиева в Татарстане рейтинг ниже, чем у
Путина. Есть народ Татарстана, который обрел долгожданную самостоятельность,
причем ждали мы 450 лет. Сейчас можно свободно говорить на татарском
языке, смотреть телевидение. Кому это мешает? Рогозину? Ну пусть не
смотрит татарские передачи. Пусть смотрит английские, американские.
Я не верю, что вопрос о Татарстане, о его существовании может стоять
до такой степени, как сейчас говорят - круто. Может стоять вопрос о
таких образованиях, как Горный Алтай - оставить республикой или нет.
Там 200 тысяч населения, которые на 90% зависят от российского бюджета.
Нет ресурсов для поддержания собственного бюджета. Кроме фабрики по
производству пантокрина. У нас стоит вопрос наоборот - кого к нам присоединить.
- Утверждают, что планируют присоединить к Татарстану
Ульяновскую область и Республику Марий Эл.
- В принципе это обсуждается. Некоторые говорят даже
легкомысленно: ну и что, давайте присоединим. У Татарстана в два раза
больше земли будет. Я тоже так думал. Что там Марий Эл, бюджет, аналогичный
бюджету Арского района. Но вот пообщался с немцами. Они говорят: вы
не спешите. Мы присоединили Восточную Германию. Вложили туда немереное,
сумасшедшее количество денег. И пока еще ничего не достигли. Поэтому
такой депрессивный район, как Ульяновская область, нужно ли присоединять
к Татарстану? Политически, не думаю, что будут большие проблемы. Даже
вопрос языка можно решить компромиссно. Назовем ассоциированной территорией
и там оставим только русский язык государственный. Хотя там татар достаточно.
Мало ли что можно придумать, чтобы не делать резких движений. Но экономическое
присоединение - мне думается, здесь вопрос не такой простой. Коммунисты
и Шаманов завели Ульяновскую область в такой тупик, что нужно будет
напрягаться всей республике, чтобы ее вытаскивать, и сможем ли мы ее
вытащить или нет, никто гарантии дать не может. С Марий Эл попроще.
И то, я не стал бы с ходу говорить: пусть присоединяется. У нас не такая
блестящая экономика, что некуда девать деньги.
- Значит, вы уверены, что Татарстан в ближайшее
время не будет ликвидирован?
- Нет, не будет. Повторю, я не представляю, как это
возможно. Есть, конечно, такие силы, которые хотели бы покончить в России
с демократией, покончить с федерализмом. Но у них нет все-таки достаточного
ресурса. Слишком велики отрицательные последствия ликвидации федерализма.
- Как вы относитесь к путинскому решению о назначении
губернаторов?
- Есть рациональные причины принятия такого решения,
есть эмоциональные. К рациональным относится, например, массовый поход
криминала во власть. Деньги стали определять на выборах слишком многое.
Во многих регионах губернатору принадлежит уже только номинальная власть.
В приграничных территориях, например, многое зависит от тех, кто контролирует
приграничную торговлю, и это уже опасно для государства.
- Но пусть походом криминала во власть занимаются
силовые органы.
- Они, как видим, не могут, несмотря на всю "вертикаль".
Отсечь коммунистов или совсем уж явный криминал с помощью назначения
можно.
- Получается, как бы значительное усиление волюнтаризма:
захочет Путин назначить Шаймиева - назначит. Не захочет, понравится
ему, например, больше протеже Миронова Алтынбаев, он что, тогда назначит
Алтынбаева? Или Нургалиева? Рациональные доводы вроде за Шаймиева, но
когда в России принимали решения, внимая рациональным доводам? В традиции
России - византийская политика, то есть назначить того, кого именно
народ не поддерживает, чтобы он сильнее от Путина зависел, чтобы не
стал самостоятельным политиком. Решение по ЮКОСу, например, вряд ли
можно интерпретировать как рациональное государственное решение.
- ЮКОС, кстати, часто лоббировал федеральные решения,
направленные против "Татнефти". Я сторонник классического
федерализма. Мы должны опираться на международный опыт, а не изобретать
свои велосипеды. Выборность, конечно, лучше, чем назначаемость. Хотя
меня, например, криминал тоже сильно беспокоит. Но можно принять решение:
если человек судим, то пусть его кандидатуру отдельно рассматривают
- допускать до выборов или нет. В последнее время появились случаи,
когда аппарат Путина кого-либо поддерживал на выборах губернатора, а
он не проходил. Ясно, что это вызывало раздражение. Но здесь нужно четко
понимать: если ты хочешь демократии, то просто нет другого пути к демократии.
Суть демократии - выборы власти. Демократия, конечно, несовершенна.
Но другие системы еще хуже. Москва - это не Россия. Когда ты приезжаешь
в Москву, ты приезжаешь в другое государство, совершенно с другим менталитетом,
с другими интересами, самодостаточное. Там мало представляют, что происходит
в России, и более того, им просто это неинтересно ни в каком смысле.
Интересно только тем, чтобы финансовые потоки, как и железные дороги,
заканчивались в Москве. И поэтому они живут своей жизнью. Партии, телеканалы,
банки работают, как пылесосы, все "втягивая" в Москву, все
ресурсы российских регионов.
- Значит, решение о назначаемости мотивировано
тем, чтобы усилить гиперцентрализацию финансовых потоков в Москве, так
как денег там все равно не хватает. Аппетиты растут в геометрической
прогрессии. Начинается уже разложение, как в Риме.
- Чубайс все хотел подчинить себе "Татэнерго"
и другие силы. "Татнефть" неоднократно пытались "захватить".
У нас был особый статус, но невозможно вечно быть особым. В 2006 году
заканчивается федеральная целевая программа.
- Все-таки вы стопроцентно уверены, что Путин
назначит Шаймиева на пост президента Татарстана?
- Уверен. Но в некоторых областях сейчас выбранный
мэр будет весомей, чем назначенный губернатор. Например, в Перми. Могут
возникнуть проблемы. Кроме того, хочу подчеркнуть, сейчас идут переговоры
по переподписанию договора о разграничении полномочий. Так что с процедурой
назначения в Татарстане особые вопросы.
- Вы много лет в активной политике. Существует
ли, по вашему мнению, какое-либо антишаймиевское лобби в федеральном
центре и что им движет?
- Сейчас часто делают заявления в федеральном центре:
нужно ликвидировать национальные республики. Кто в первую очередь отстаивает
интересы республик в России? Конечно, это не Марий Эл. Да и Рахимов
уже не отстаивает. Ему, по-моему, уже все равно. Получается, главный
здесь - Шаймиев. Опять президент РТ со своей особой позицией. И к татарам
непростое отношение. Относятся с предубеждением. Ищут
у нас то ваххабитов, то сепаратистов, то националистов. По латинской
графике развернули целую войну из ничего. Это же не проблема. Нужно
было сказать в федеральном центре: ребята, молодцы, мы вас поддерживаем,
даже деньги дадим из федерального бюджета, только развивайте свой язык.
- Рафаэль Сибгатович, вы не считаете, что спор
из-за латиницы - это скорее индикатор отношений между Москвой и Казанью.
Это такой политический эзопов язык. Москва пользуется вопросом о латинице,
чтобы продемонстрировать свою решимость и силу. Казань пытается хоть
сколько-нибудь заставить считаться со своей самостоятельной позицией.
- Вопрос латиницы - не надуманный. И в жесткое советское
время ставился вопрос о том, что кириллица не подходит для татарского
языка. Невозможно вечно держать алфавит, который не соответствует языку.
Язык его отторгает. Кириллица не органична татарскому языку. Это не
политический факт, это научный факт. Три татарские буквы в кириллице
отсутствуют. Затем фактор Интернета. Интернет -второе важнейшее изобретение
человека после изобретения книги. Книгопечатание привело к Реформации.
Интернет - новая эра человечества. Может быть, Интернет приведет и к
более революционным последствиям, чем появление книги. Тот народ, который
выпадает из Интернета, выпадает из истории. Аналогично не было бы у
татар печатной книги, не было бы развитой татарской нации. Мы сейчас
по всей республике тянем оптово-волоконные кабели. Это будет взрыв развития
Интернета. Молодежь поголовно уже в нем. Татарская кириллица приводит
к путанице. У получателя должен быть драйвер, но часто его нет. У меня,
например, фамилия от слова "хэким" (здесь татарская буква
должна быть), означает "философ", на кириллице превратилась
в "хаким" -"начальник". В общем, с помощью кириллицы
я из "философа" превратился в "начальника".
- Так лучше быть начальником, чем философом.
- Не знаю. Таких проблем возникает много. Стихийно
начинают пользоваться латиницей, и татарский язык в ней более адекватно
раскрывается. Татары должны овладеть Интернетом, этим мощнейшим средством
развития культуры.
- То есть переход татарского языка на латиницу
- это объективное требование исторического процесса?
- От этого никуда не деться. И русские перейдут на
латиницу. Это только вопрос времени. Сейчас русские вроде самодостаточны,
но по мере развития экономики и культуры неизбежно связи будут многократно
усложняться и развиваться. Пока в данный процесс включена только Москва,
но дальше все пойдет лавинообразно. Мы думаем о ближайшем будущем, вот
в Кремле живут только настоящим. Это близорукая политика, наносящая
вред России. Сейчас экономика сырьевая: загнал нефть в трубу - на другом
конце вытащил. Народ не включен в экономику. Но когда экономика начнет
развиваться, неизбежно придется переходить на латиницу. Даже японцы
параллельно все документы уже делают на латинице. Вьетнамцы переходят
на латиницу. Китай пока тормозит проблема Северного и Южного Китая,
но и они перейдут на латиницу. У них ВВП к 201,5 году составит 10 триллионов
долларов, в три раза больше, чем у США. Под переходом на латиницу нет
идеологии. Это требование экономики. Когда-то была идеология под развитием
кириллицы, арабицы. Арабицу "тянул" ислам, кириллицу - православие,
латиницу - католичество. Сейчас под латиницей есть только голый прагматизм.
- Вы автор книги "Где же наша Мекка?",
в которой разрабатываете доктрину евроислама. Духовное управление мусульман
Татарстана подвергло резкой критике и вашу книгу, и воззрения. Вас назвали
дилетантом от ислама, заявили, что вы уходите от сердцевины ислама.
Фактически вас назвали еретиком. В то же время в США вашу книгу приветствовали.
В ваших идеях американцы увидели возможность идеологического разгрома
исламского терроризма. Как я понимаю, вы человек исключительно верующий,
погруженный в ислам? Хадж в Мекку вы совершали?
- Конечно, я мусульманин. Хадж не совершал. Не держу
и уразу. У меня на обряды свои воззрения. К ритуалам отношусь довольно
скептически, но с пониманием. Когда женился, мы совершили никах. Мать
хоронили по мусульманским канонам. Аллах должен быть в сердце, и у каждого
свой путь к Аллаху. Назову несколько аргументов для моих оппонентов.
Во-первых, я ничего сам не придумал, просто хорошо
изучил и знаю джадидизм. Это двухсотлетняя история исламской реформации.
В Институте истории АНТ мы готовим 16-томную антологию по татарам. К
сожалению, с джадидами знаком только узкий круг академических ученых.
Широкая публика и имамы их не знают. В этом вопросе именно имамы выступают
как дилетанты. С образованием у имамов проблематично, мягко выразимся.
Я несколько популярно изложил идеи джадидов с особенностями нашего времени.
Мир сейчас стал единым. Мир стал Уммой. Сегодня ни одно мусульманское
государство не может не считаться с международным правом, какой бы шариат
ни был. И это правильно. Человечество становится единым, чего и хотел
Пророк. Есть жесткое и мягкое международное право, есть международные
организации. Экологическое мышление - это уже, например, зачатки планетарного
мышления. Природа не терпит границ. Есть, конечно, и элементы отрицательной
планетарности, скажем, транснациональные корпорации (ТНК), финансовые
объединения. ТНК, к сожалению, зачастую прямо нарушают суверенитет отдельных
государств, правительства меняют, совершают "тихие перевороты".
ТНК иногда навязывают руководителям стран жесткие правила игры. Демократия
нарушается. Для меня всегда демократия выше, чем деньги. Если мы деньги
поставим выше, то никакой демократии в мире не будет.
- Но капитализм, эта безудержная жажда прибыли,
денег, и привел к развитию демократии. Именно буржуазия является локомотивом
демократии.
- У меня есть большие сомнения по поводу этой формулировки.
Я еще могу согласиться с тезисом, что демократия вышла из духа протестантизма,
но не из жажды наживы.
- Вы так уничижительно относитесь к деньгам?
- Я отношусь к деньгам исключительно уничижительно.
Но вернемся к джадидам. Сейчас возникает новая "берлинская стена"
между Западом и исламским миром. Обязанность каждого честного человека
- не допустить возникновения этой стены. В исламе нет ничего, направленного
против либеральных идей. Но при этом не нужно следовать средневековым
мазхабам. Здесь мы расходимся с нашим муфтиятом. Джадидизм - это исламская
реформация. Весь смысл джадидизма - постоянное развитие мысли. Что происходит
с имамами? Они говорят, что придерживаются
ханафитского мазхаба. Но Абу-Ханиф был против мазхаба. Главным для
него были не каноны, а метод. Абу-Ханиф был на-стоящий Джадид. Свободомыслие
у него было изначальным. Его пытаются закрепить на уровне средневековья.
Шариат, например, жестко регламентирует, как надо покупать невольницу.
Ребенок родился - как его продать. Если его не отрывают от груди, то
можно продавать только после семи лет. Какое это отношение имеет к современной
эпохе? Никакого.
- В чем же причина того, что ДУМ
РТ так яростно обрушился на вас?
- Я ищу свой путь. По сути, мне не нужен имам. Есть
некий клан, который говорит: без меня не смей толковать. Но молодежь,
которая ко мне приходит из разных университетов по поводу этой книги,
они искренне размышляют. Говорят: мы в мечети не можем найти ответы
на свои вопросы. С вами тоже не согласны, но хотим поговорить. Это отлично.
Евроислам для меня - это свободная критическая мысль, которая не остановилась.
Я не изобретаю жесткого мазхаба. Почему вся Европа училась в Кордовском
университете? Потому что они вернули Европе античную философию. Там
мысль была наиболее свободной, и в этом суть ислама. Это была живая
мысль. Появились мазхабы, и все остановилось, весь исламский мир отстал.
К сожалению, наши имамы в основном учились в Бухаре, и не думаю, что
это очень высокий уровень... Некоторые учились затем в Саудовской Аравии.
Чему они там научились, мне это интересно знать. Мою книгу в Москве
читают очень многие, ксерокопируют. Многие относятся критично. Единственный,
кто сказал, что он на сто процентов согласен, это был министр
по делам религий Турции. Многие говорят: интересно. Сейчас пишу
новую книгу - "Метаморфозы духа", связанную с историей. Почему
у какого-то народа дух становится сильным, почему он угасает?
- Как вы относитесь к ликвидации одномандатных
округов на выборах в Государственную думу?
- Если бы была реальная многопартийность, тогда можно
было бы обсуждать, нужны одномандатники или нет. Но многопартийности
нет. Мы не разработали до конца действующую модель и уже предлагаем
новую.
У нас есть все-таки некий предел, до которого мы все
это спокойно терпим. Но вот представьте, что вы не можете взять у меня
интервью, а я ничего не могу сказать. Об экономической эффективности
авторитарной модели вообще нечего говорить: цена власти - это вопрос
цены на нефть. Мы уже привыкли к свободе, хотя некоторые и немного устали.
Эрих Фром писал: почему в Германии пришел к власти фашизм? Люди устали
от свободы, от ответственности. Но это от недоразвитости политической
культуры. Возвращаться назад к авторитаризму трудно. Дети сейчас растут
и спрашивают: а кто такой Ленин? Рыночная экономика в любом случае связана
с демократией. Некоторые восхищаются Пиночетом, но с моральной точки
зрения это совершенно неприемлемо, ради благородной цели убивать массу
людей.
- Возможно ли в России установление фашизма? Бжезинский
пишет, что Путин может установить в России режим, аналогичный режиму
Муссолини.
- Фашизм в России уже существует. Вероятность захвата
им власти пока еще несколько виртуальна. Потому что есть мировая ситуация,
и это очень сильный сдерживающий фактор.
Беседовал Рашит АХМЕТОВ
"Звезда Поволжья" №43 (244) 28 октября 2004
Обсудить
в форуме